Понятие человеческого капитала как совокупного показателя профессионального опыта, знаний и навыков, социальных и экономических потребностей, используемых для решения задач общества и индивида, появившееся более полувека назад, сегодня в свете технологических изменений приобретает новое развитие и актуальность. Важность образования как одного из определяющих факторов человеческого капитала отмечают во многих научных исследованиях, однако сегодня можно наблюдать потерю высшим образованием своего авторитета из-за увеличивающегося несоответствия задач рынка труда, находящегося под прессом технологических изменений, и компетенций выпускников вузов. В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда.
Образование является одним из основных факторов в определении человеческого капитала, заложенных в базис понятия при его формулировании Гэри Беккером (Беккер, 1964), наравне с накоплением производственного опыта. Позднее в понятие человеческого капитала были включены, помимо профессионального опыта и образования, другие важные факторы: потребительские расходы человека и расходы государства на потребительские потребности граждан – питание, здравоохранение, образование, жилье и прочие показатели. Но, несмотря на многогранность и различные трактовки понятия человеческого капитала, образование остается ключевым компонентом, определяющим его суть (Макмахон, 2017).
Сегодня учеными по всему миру ведутся многочисленные исследования, рассматривающие самый широкий сектор вопросов взаимозависимости высшего образования и уровня человеческого капитала, например:
- корреляция присутствия высших учебных заведений с уровнем местного человеческого капитала и качеством жизни;
- модели роста накопления человеческого капитала, обусловленные влиянием государственных мер, разницы методов финансирования образования;
- измерение оценки вклада систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России (Современная аналитика образования ВШЭ, 2017).
Наглядным показателем является премия за высшее образование, традиционно рассчитываемая с помощью уравнения Минцера, показывающая превышение заработной платы сотрудников, имеющих высшее образование, над уровнем заработной платы не имеющих его.
В среднем заработная плата людей с высшим образованием в Российской Федерации на 78% выше, чем заработная плата людей, не имеющих высшего образования.
Влияние технологических изменений
Самыми заметными и очевидными факторами, влияющими на человеческий капитал, становятся технологические изменения. Беспрецедентная скорость развития технологий заставляет многих исследователей и практиков в области образования говорить об увеличивающихся направлениях взаимосвязи человеческого капитала и технологических изменений. Можно обозначить некоторые из них:
- Превосходство динамики развития человеческого капитала над изменением социальных структур и институциональных организаций. Людям приходится быстрее адаптироваться к технологиям, чем это могут сделать программы высшего образования, государство, организации, сохраняющие возрастные, административные структуры, сложно меняющиеся процедуры и культуру.
- Возможность планировать и вести образовательные траектории каждого учащегося и гражданина постепенно начинает переводить понятие человеческого капитала в индивидуальные цифровые показатели, информацию и данные, что является вызовом как с практической точки зрения, так и ставит новые исследовательские задачи и вопросы. Формирование индивидуальной образовательной траектории и личного информационного реестра уже заложено в новом утвержденном плане мероприятий программы «Цифровая экономика Российской Федерации» по направлению «Кадры и образование», которая обозначает одной из задач обладание выпускниками университетов базовыми компетенциями цифровой экономики, а также повышение мотивации граждан к освоению новых направлений, которые востребованы цифровой экономикой.
- Развитие децентрализованных реестров (технологии блокчейн) позволяет создавать надежный образовательно-карьерный профиль человека и проверять информацию о полученном образовании, навыках и опыте учащихся и работающих граждан, что позволяет избежать кадровых, управленческих ошибок и минимизирует обман сторон.
- Повышение производительности и скорости получаемой информации в образовании и профессиональной деятельности, решение операционных задач и выполнение работ за счет автоматизации и уменьшения рутинных процессов.
Человеческий капитал играет ключевую роль в развитии цифровой экономики и часто упоминаемой популярной экономики знаний. Наука и государство понимают роль знаний и навыков, получаемых в университетах и средних учебных заведениях, в формировании человеческого капитала.
В связи со скоростью изменений и приростом новых знаний особое значение приобретают не только институализированное высшее, среднее и общее образование, но и навык быстрого переобучения, получения краткого и среднесрочного дополнительного образования, что позволяет предотвратить потери человеческого капитала или уменьшение его конкурентного значения.
Эта необходимость постоянного, незаканчивающегося получения новых знаний, обучения новым технологиям становится константным и очевидным явлением.
Человеческий капитал, понимаемый как интенсивный производительный и социальный фактор, обеспечивает относительную конкурентоспособность активного населения на рынке труда (Нуреев, 2011). В связи с быстро меняющимся технологическим и профессиональным контекстом многие слои общества все чаще сталкиваются с тем, что среднее и высшее образование, которое позволяло им быть конкурентными определенное время, вдруг перестает представлять ценность для работодателя и рынка труда. Поэтому показатель образования и вес в общем значении человеческого капитала для отдельных индивидов и целых социальных групп может быстро терять свою ценность.
Новые компетенции и изменение рынка труда
Появление новых компетенций, направлений деятельности и прежде не существовавших рыночных ниш, так же как и исчезновение некоторых профессий, формирует новый блок образовательных проблем и социальных вопросов при рассмотрении человеческого капитала:
- В некоторых отраслях экономики становится все более очевидным количественный и качественный разрыв между специалистами, обладающими необходимыми рынку компетенциями, а также между знаниями и навыками, получаемыми выпускниками в средних и высших учебных заведениях. Большой потенциал роста имеет часто возможная рыночная ситуация, при которой фиксируется и безработица, и нехватка подготовленных профессионалов одновременно.
- Исчезновение профессий и оптимизация направлений труда – не новые явления в истории экономики и рынка, но которые на сегодняшний день имеют свои ярко выраженные особенности, потенциально интересные для изучения и анализа: высокую конкурентность, быструю скорость изменений, одновременно с этим – низкие барьеры входа, широкий доступ к технологиям и знаниям, скорость получения результата, обратной связи и многие другие.
- Возрастающие требования рынка труда не только к знаниям и умениям по специальности, но и к широкому развитию так называемых «мягких и жестких» навыков человека, которые практически не развиваются учащимися комплексно в средних и высших образовательных учреждениях.
- Меняющаяся информационная среда и профессиональные задачи все чаще требуют социальных навыков: эффективной коммуникации, навыков проектной работы, умения работать в команде, умения эффективно работать удаленно и самомотивации. Динамика этих аспектов положительна: образовательные учреждения все больше развивают данные навыки благодаря проектному обучению, групповым форматам работ и дистанционным образовательным заданиям.
Перед высшим образованием стоит вызов, ответ на который принципиально определит развитие человеческого капитала государств и мировой экономики на ближайшие годы. Максимальная реализация человеческого потенциала возможна через образовательную и культурную среду, благодаря которой динамичная технологическая неопределенность и изменчивость становится не угрозой, а инструментом развития личностей и человеческого капитала в целом.
Список литературы
- Капелюшников Р. И. Упала ли экономическая отдача от образования // Экономика образования. 2013. Вып. 1.
- Нуреев Р. М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России. 2011.
- План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 2018.
- Российский мониторинг экономического положения населения НИУ ВШЭ. Данные обследований в формате SPSS.
- Современная аналитика образования. ВШЭ. 2017. Вып. 11.
- Вескеr G. Human Capital. N. Y., 1964.
- Human Development Index (HDI).
- Human Development Report (HDR). 2016.
- Walter W. McMahon, Higher Learning, Greater Good: The Private and Social Benefits of Higher Education. 2017.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
новые влечения оправдывают себя в дальнейшем.
По работе мне нужно было всё это изучать...если честно мозг просто взрывался, думала никак не усвою информацию. А помог только грамотный коуч со всем этим разобраться)) Ну и конечно я ещё теанин от эвалара принимала. Кстати для всех умственных работников это незаменимая добавка.