Психолого-педагогические особенности детей с РАС
Проблемы с коммуникацией
Стереотипия как метод самоуспокоения
Коммуникация с особенными детьми
Нарушение поведения как признак наличия какой-то проблемы
Занятия с детьми с РАС
Другие виды занятий с особенными детьми
Выбор образовательного маршрута
Education вектор создан(а) studiogstock - ru.freepik.com
В середине июня Наталья Алексеевна Кошелюк, вице-президент Ассоциации "Особые люди", провела вебинар "Жизненные маршруты ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)". Вебинар являлся частью большого цикла авторских онлайн-семинаров, посвящённых проблемам воспитания детей с РАС.
Этот семинар был посвящён проблеме воспитания детей с РАС в учебных заведениях, поэтому в первую очередь был ориентирован на педагогов и методистов, работающих с особыми детьми. Однако и для родителей таких детей семинар оказался полезным.
Читайте также: Мой сын не аутист! Как мы победили РАС
Кто такие дети с РАС?
Прежде всего стоит разобраться, кто же такие дети с РАС. Дети с аутистическим расстройством – это очень неоднородная группа. Дело в том, что болезнь, а РАС официально является медицинским диагнозом, протекает у каждого ребёнка индивидуально. Это касается и тяжести заболевания, и особенностей развития расстройства у конкретного ребёнка.
Так как РАС у каждого ребёнка протекает уникально, то и единого метода или схемы работы с такими особенными детьми быть не может. Поэтому работать с детьми с РАС значительно труднее. Но с другой стороны, такие дети поддерживают воспитателей и родителей в постоянном тонусе, помогают самим взрослым развиваться и творчески подходить к решению всех преподавательских задач.
В последнее время РАС встречается у детей всё чаще и чаще. В прошлом году, например, в нашей стране это расстройство в разной степени тяжести было зафиксировано у каждого 59-го ребёнка. При этом у мальчиков недуг встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Почему? Ответить на этот вопрос пока невозможно.
Читайте также: Аутизм у детей: симптомы и лечение болезни
Причины развития РАС пока науке так и не известны. Некоторые специалисты связывают его с какими-то генетическими особенностями, другие винят во всём микробиоты кишечника, третьи видят другие причины. Так или иначе, но ни одна из теорий происхождения недуга пока не подтверждена.
Однако важно другое. Как и любое заболевание, положительный результат лечения зависит исключительно от времени выявления расстройства. Чем раньше врачи определят наличие отклонения у ребёнка, тем раньше начнётся работа с особым ребёнком и тем лучшим будет результат. Но как выявить недуг на раннем сроке?
У младенцев расстройство проявляется второстепенными симптомами: нарушением сна, проблемами с ЖКТ, частыми аллергическими реакциями. Как только ребёнок подрастает, у него появляется самый главный и явный симптом – нарушение речи.
Изображение joffi с сайта Pixabay
Читайте также: 3 признака аутизма у ребенка
Психолого-педагогические особенности детей с РАС
У особых детей есть свои недостатки и преимущества перед детьми, не имеющими подобного расстройства. Это нужно обязательно учитывать, ведь именно над негативными последствиями РАС необходимо наиболее усердно работать и использовать при этом преимущества особенного ребёнка. Итак, какие бывают недостатки и преимущества детей с РАС?
Недостатки детей с РАС:
-
проблемы с коммуникацией;
-
сложное социальное взаимодействие;
-
ригидность мышления, то есть затруднена способность приспосабливаться к новым условиям.
Преимущества детей с РАС:
- невероятно хорошая память;
-
быстрое понимание и выявление закономерностей, то есть хорошее логическое мышление;
-
хорошее развитие визуального канала, дети с РАС воспринимают визуальную информацию значительно лучше, чем информацию на слух.
Проблемы с коммуникацией
Самая большая и явная сложность воспитания особенных детей – их проблемы с коммуникацией.
Для примера можно взять две цитаты знаменитых людей с аутистическим расстройством: Идо Кедара и Хигаси Наоки. Кедар отмечал, что ему трудно воспринимать речь, если кто-то находится в отдалении. Кроме того, даже если кто-то стоит около него, то Идо не всегда способен понять, что обращаются именно к нему.
Хигаси Наоки, в свою очередь, жаловался на то, что люди без РАС говорят с ним слишком быстро и он просто не успевает обрабатывать информацию.
Итак, особые дети зачастую не понимают, что им говорят взрослые. Соответственно, они ошибочно реагируют на их просьбы и даже не отзываются на своё имя. Кроме того, дети с РАС часто вообще не проявляют признаков того, что слышат речь, так как не могут понять, что разговаривают именно с ними.
При этом многие повторяющиеся звуки дети с РАС не могут оставить без внимания. Например, повторяющаяся реклама по телевизору или однообразное начало какой-то передачи могут вызывать у людей с РАС сильные положительные эмоции.
Взрослым необходимо знать и понимать эти особенности коммуникации, так как работа с особенными детьми прежде всего вербальная.
Общаясь с ребёнком с РАС, взрослые должны помнить, что если ребёнок не реагирует на их просьбы или ведёт себя агрессивно, то эти действия не являются следствием плохого поведения или воспитания, а также не связаны с якобы умственной отсталостью ребёнка. Это именно специфика детей с РАС.
Например, отмечает Кошелюк Н. А., у детей часто присутствует нарушение экспрессивной речи. Ребёнок не говорит целыми фразами, или у него может быть нарушена артикуляция. Наконец, многим детям с РАС трудно контролировать интонацию и управлять своим голосом.
Отдельно стоит отметить, что дети с РАС могут говорить без каких-либо эмоций, наподобие роботов. Поэтому у многих взрослых возникает обманчивое ощущение, что ребёнок не испытывает никаких чувств к собеседнику, однако это не так.
Учитывая всё вышесказанное, логично предположить, что детям с РАС крайне трудно даётся любой диалог. Это касается детей с любой тяжестью и типом расстройства.
Изображение debowscyfoto с сайта Pixabay
Читайте также: Аутизм: что увеличивает риск во время беременности?
Стереотипия как метод самоуспокоения
Отдельно стоит отметить стереотипию, которая часто проявляется у особенных детей и сохраняется на протяжении всей жизни. Что это такое? Это шаблонное повторяющееся поведение: кто-то совершает монотонные движения рукой, кто-то прыгает, кто-то хлопает.
Но почему у особенных детей проявляется стереотипия? Сами дети и взрослые с РАС объясняют это так: "Когда я прыгаю, я хорошо ощущаю части своего тела. Это доставляет мне удовольствие". Повторяющиеся действия помогают особенным детям успокоиться и настроиться на работу. Поэтому нельзя препятствовать проявлению стереотипии, а наоборот, нужно включать её в распорядок дня ребёнка.
Например, если ребёнок перед занятиями несколько раз поднимается и спускается по лестнице, то стоит учитывать эту особенность при построении плана на день. Сначала ребёнок шагает по лестнице, потом занимается математикой, затем опять поднимается и спускается по лестнице, потом – рисование, и снова шагает по лестнице и так далее.
Коммуникация с особенными детьми
Разговор с детьми и взрослыми без РАС напоминает игру в пинг-понг. Один участник диалога задаёт вопрос, второй на него отвечает и так далее. Разговор с особенными детьми – это игра в дротики, то есть краткие фразы без полноценного диалога. Ребёнок может подойти и произнести слово "печенька" или "мультики" – и на этом вся коммуникация со взрослыми заканчивается.
Общение осложняется тем, что, как уже было сказано, дети часто не воспринимают информацию полноценно. Поэтому инструкции от взрослых должны быть короткими и чёткими. Наконец, после того как взрослые дали свои инструкции, они должны также дать детям время на обработку этой информации. Но при этом взрослый должен смотреть и ждать реакцию ребёнка. Ждать, но не торопить.
Нарушение поведения как признак наличия какой-то проблемы
Сложность в коммуникации часто приводит к нарушению поведения. К этому воспитатели и родители всегда должны быть готовы. В самых тяжёлых случаях нарушение поведения проявляется в разных видах агрессии и даже аутоагрессии (то есть агрессия по отношению к самому себе).
У особых детей также встречается протестное поведение, когда ребёнок показательно, скажем, отталкивает взрослых или сбрасывает игрушки со стола. Среди нарушений также встречаются проблемы касательно приёма пищи, сна и бодрствования.
Нужно помнить, что иногда дети с РАС трудно распознают свои органические потребности во время стресса. Взрослые должны контролировать, сколько ребёнок пьёт и ходит в туалет во время стрессовых ситуаций, например в первые дни после приезда в летний лагерь или в первые школьные дни. Если ребёнок недостаточно пьёт и ходит в туалет, нужно внести его индивидуальные потребности в график.
Однако самое главное, прежде чем реагировать на любое нарушение поведения, нужно обязательно понять его первопричину. Только устранение первопричины, устранение некой проблемы, которая волнует ребёнка, может помочь ему справиться с отклонением в поведении.
Изображение Andrea Don с сайта Pixabay
Занятия с детьми с РАС
Любое занятие с особенными детьми должно включать несколько обязательных моментов:
- желание самого ребёнка (то есть наличие какого-то стимула);
-
отсутствие негативного поведения ребёнка во время занятия;
-
постоянные подсказки;
-
повторяемость и поэтапность занятий;
-
подкрепления;
-
контракты.
Ребёнку должно нравиться то, чем с ним занимается воспитатель или родитель. Ребёнок должен осознавать, что ему необходимо делать, а также когда это занятие закончится. Кроме того, задание для ребёнка не должно быть сложным, особенно в первое время. Но самое главное в работе с детьми с РАС – успешное первое занятие. Особенному ребёнку должен понравиться уже первый урок, он должен почувствовать, что справляется с задачей.
Подкрепления. Что же такое подкрепления? Это некие бонусы, которые особенные дети могут получить за продуктивное занятие. Подкреплением может быть обещание дать что-то вкусное после того, как ребёнок сделает задание. В качестве подкрепления можно использовать график работы с ребёнком. Например, сначала ставить скучное занятие, а потом переходить к любимому делу, напоминая, что при хорошем выполнении скучного задания он сразу перейдёт к любимому.
Наконец, не стоит забывать про систему жетонов, наклеек и других знаков отличий, которые будут нравиться ребёнку. Воспитатели и родители должны помнить, что конечной целью занятий является формирование у учащегося внутренней мотивации.
Подсказки. Они могут быть разнообразными, начиная от полной физической помощи, когда воспитатель берёт руку ребёнка и выполняет за него работу, и заканчивая небольшими жестовыми подсказками. Обычно воспитатели начинают с полной помощи и постепенно дают ребёнку самостоятельно выполнять требуемое задание.
Контракты. Со взрослыми детьми часто составляют контракты. Это некое соглашение между родителем и ребёнком, в котором прописывается, что ребёнок обязуется хорошо себя вести. За то, что ребёнок хорошо себя ведёт, занимается и не делает определённых вещей, он получает баллы. За нарушение поведения ему начисляется штраф. Как только ребёнок набирает определённое количество баллов, родители делают ему заранее обговорённый с ним подарок.
Другие виды занятий с особенными детьми
Дети с РАС должны проходить нейропсихологическую коррекцию, которая включает в себя растяжку, дыхательные, глазодвигательные и другие упражнения. Отдельно стоит заниматься с ребёнком психосоциальной и логопедической терапией.
Выбор образовательного маршрута
Когда ребёнок выходит из раннего детского возраста, отмечает Кошелюк, у родителей возникает закономерный вопрос: "А что делать дальше?" Есть несколько путей развития: индивидуальный тьютор, ресурсный класс, интеграционный класс в обычной школе или коррекционная школа.
Индивидуальный тьютор назначается в том случае, если ребёнок готов учиться среди детей без РАС, однако ему нужна помощь и поддержка на первое время. Тогда ребёнку могут предоставить специалиста, который будет помогать ему справляться с трудностями обучения и социализации.
Ресурсный класс – это некая подготовительная программа перед поступлением ребёнка в стандартную группу обучения. В ресурсном классе особенный ребёнок старается работать над теми сложностями, которые возникают лично у него во время обучения и социализации.
Наконец, интеграционный класс в обычной школе и коррекционная школа подразумевают, что ребёнок будет учиться среди особенных детей до 9 или 11 класса.
В чём основная цель обучения особенного ребёнка? В получении знаний и навыков, которые будут поддерживать его социальную и психологическую независимость. Главное не то, чтобы ребёнок сдал ЕГЭ, прошёл всю образовательную программу, а чтобы он смог стать максимально независимым человеком. Важно сформировать те навыки, которые ему помогут по жизни, а также максимально сделать так, чтобы у него сформировалась самомотивация.
Воспитатель и родитель должны увидеть сильные стороны ребёнка и по возможности их реализовывать, подобрав образовательный маршрут так, чтобы воспользоваться его преимуществами.
Читайте также: Мой сын не аутист! Как мы победили РАС
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Как прекрасно, что люди делятся опытом. Раньше тяжелее было, сами как-то выкарабкаться пытались
Ну действительно нужно консультироваться со специалистами которые знают как со всем этим работать. Мы ещё конечно подключаем витамины для того чтобы нервная система лучше функционировала. В нашем случае это ВитаМишки мульти. У них ещё форма, цвета классные. Так что любой ребёнок оценит.