Источник фото: Image by
Это тяжелые истории, засевшие острой болью в сердцах многих женщин в России. Лишь редкие счастливицы не столкнулись с этим, лишь единицам повезло, а подавляющее большинство матерей, тех самых, которые сейчас нянчат на руках своих детей, прошли через дикий ужас, слезы и отчаянье в самый счастливый день своей жизни – день рождения их детей.
Обыкновенный садизм
Когда я шла в родильный зал, придерживая огромный живот, я улыбалась. Я слышала музыку, много света, всюду ходили врачи и медсестры. И хоть я и боялась, но шла, как на праздник, а как могло быть по-другому – я ждала появления на свет своего первенца. Я знала, что роды – это боль, что это работа, и, как многие матери, я готовилась к этому процессу, читала книги и ходила на курсы. Мне казалось, что я знаю очень много и смогу родить легко.
Единственное, к чему не готовят ни одни курсы, так это к тому, что женщина, переступившая порог родильного зала, может перестать быть женщиной и стать куском мяса, объектом пыток и издевок медицинского персонала. И, к сожалению, это не какая-то иная реальность, это то, что происходит в роддомах прямо сейчас.
И это не рядовое хамство или пренебрежение. Мы встречаемся с откровенным садизмом в самый уязвимый момент своей жизни, когда почти не можем контролировать собственное тело, когда нам страшно и когда более всего мы нуждаемся в поддержке. В чем этот садизм выражается:
-
болезненные ручные осмотры, без предупреждения, на схватке;
-
ручное раскрывание шейки матки;
-
прокалывание плодного пузыря без согласия;
-
игнорирование жалоб («Не может тебе быть так больно, нечего тут орать»);
-
игнорирование просьб о помощи (попросить дать воды или чистую простыню);
-
угрозы («Рожай тут сама, раз так орешь, ты душишь ребенка», «Сейчас умрет твой ребенок» и т. д.);
-
дезинформация (когда не информируют о лекарствах, которые вводят роженице, или о смысле процедур, которые с ней проводят);
-
сниженная лексика («Развалилась тут, как на пляже, ты рожать пришла или что?!», «Ноги раздвигать хорошо было, а тут орешь?!»).
Источник фото:
И многие другие вещи, которые получает каждая женщина, приходящая за счастьем в родильный дом. И за это очень трудно наказать обидчиков. Часто за будущую мать даже некому заступиться, потому что в самый ответственный момент она одинока. И потом, выходя из стен роддома с пищащим кулечком в руках и под поздравления родственников, эти женщины думают: «Слава богу, все живы остались», и стараются забыть этот кошмар.
Но чувство вины и стыда еще долгие годы будет мучить каждую из них. Ведь когда в таком деликатном положении тебе кричат о том, что ты «убиваешь ребенка», «развалилась, разленилась», «рожать не умеешь», «раскорячилась, как корова» и т. д., это не просто больно, это попадает в самое чуткое место – в самоценность будущей матери и в ее внутреннюю уверенность в себе.
Право на уважение
Понятие «насилие в родах» включает в себя не только пренебрежение к просьбам женщины и откровенное хамство. Это намного более обширное пятно на всей акушерско-гинекологической помощи в России, потому что в этой системе женщине отказано в главном – ей отказано в человеческих правах: в уважении, в сочувствии, в понимании, в том, что она адекватна. Ведь часто в роддоме с роженицей обращаются так, будто она недееспособна: держат за руки и ноги, давят на живот, бьют по рукам, швыряют в нее намокшее белье.
И тут вина не только рядовых врачей, которые тоже перемолоты жерновами системы здравоохранения и на работе быстро получают профессиональное выгорание. Зерно проблемы тут глубже, а именно в уважении к женщине, к будущей матери, к человеку, который выполняет своим телом и душой огромную работу.
Не молчать
Источник фото:
Те несколько часов, что я провела в родильном блоке, я запомню на всю жизнь. Я запомню страх от слов врача, которая кричала о том, что я душу ребенка; я запомню, как меня били по рукам; я запомню, как трещали мои ребра, когда из меня выдавливали ребенка; я запомню, как мне сказали: «Это мы за тебя родили, а ты ничего не делала!».
Я еще долго буду собирать по кускам свое израненное тело, но труднее собрать душу, где большим клеймом еще в роддоме мне выжгли «ПЛОХАЯ МАТЬ». И эта беда живет внутри многих женщин, многие из них никогда не решатся на последующих детей, помня то, как с ними обошлись в роддоме, другие будут ходить по психологам.
А ведь менять такое положение дел можно уже сегодня. И для этого не нужно быть супергероем, для этого важно признать, что рожать детей – это нелегко. Что в ситуации душевной и физической уязвимости женщине как никогда нужна поддержка и помощь близкого человека, будь то муж, мама или сестра.
Важно не замалчивать случаи жестокого обращения с роженицами, говорить о них и призывать к ответу виновных. Важно менять позицию «Слава богу, все живы остались» на позицию «Со мной так нельзя, я заслуживаю уважения!». Тогда, возможно, нашим дочерям достанется уже немного иной мир, и они смогут идти рожать своих детей с ощущением безопасности и уверенности в том, что они настоящие матери, выполняющие большое и важное дело.
От редакции: Если вам пришлось столкнуться с хамством, садизмом или просто неуважительным отношением к себе во время вашей беременности, оставьте свой отзыв на врача или клинику, где с вами плохо обошлись https://www.proaist.ru/