Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Из всех существующих видов искусств музыка имеет наибольшее значение. Не зря именно музыка повторяет интонационную природу речи. Слышать речь и наслаждаться музыкой ребенок может уже внутриутробно. Насколько важно уделять внимание музыкальному воспитанию детей? Действительно ли музыкальное воспитание и развитие ребенка находятся в прямой зависимости?
Дети и музыка
Согласно мнению педагогов и психологов, музыкальное воспитание должно быть неотъемлемой частью процесса взросления ребенка. С самого рождения малыш реагирует на звуки музыки, а к году демонстрирует активную реакцию, совершая первые танцевальные движения. К 3 годам ребенок уже готов к настоящему знакомству с миром музыки, начиная с детских песен, потешек, колыбельных и музыкальных фильмов. А главной проблемой музыкального воспитания детей можно назвать недостаток музыкальных впечатлений, полученных в детстве.
Почему так важны основы музыкального воспитания детей?
-
Именно музыка учит малышей выражать свои эмоции, что уменьшает, а иногда и практически исключает возможность появления детского стресса. Дети охотнее делятся своими чувствами и переживаниями с родителями.
-
Для развития моторики, памяти, внимания существуют целые комплексы упражнений. В случае запоминания нот и разучивания песен, освоения каких-либо музыкальных инструментов нет необходимости подключать дополнительные занятия для тренировки концентрация внимания, моторики пальцев или развития памяти.
-
Даже простое прослушивание музыки ведет к развитию воображения и творческих способностей ребенка.
-
Педагогами и детскими психологами все чаще используется музотерапия для работы с неусидчивыми и чересчур возбудимыми детьми. Музыка оказывает положительное влияние на психофизическое состояние ребенка.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Учение или мучение?
Говоря о методике музыкального воспитания детей, его необходимости и исключительной действенности, необходимо понимать, что речь идет об общем музыкальном развитии ребенка. Далеко не все дети готовы к профессиональному изучению музыки в музыкальных школах и училищах.
Среди основных заблуждений родителей можно выделить следующие:
-
Родители лучше педагогов знают своего ребенка. Не всегда родители готовы принимать и соглашаться с мнением педагогов о том, что ребенок не обладает необходимым уровнем способностей, например, слухом или чувством ритма, и вряд ли готов к успешному продолжению учебы. Настаивая на дальнейшем обучении, родители обрекают ребенка на постоянные неудачи, которые могут привести к низкой самооценке и неверию в собственные силы.
-
К сожалению, встречаются случаи, когда занятия музыкой выбираются по принципу «они дешевле». Такой подход очень быстро приводит к проблемам. Ребенок не хочет уделять время неинтересным для него занятиям, а значит, будет в «неуспевающих», а родители поймут, что стоимость занятий, инструмента, услуг настройщика и т.д. оказалась значительной.
-
Всем ли детям подходят регулярные, углубленные занятия музыкой? Если принять во внимание рекомендации психологов, например, гиперактивным детям более показаны занятия подвижными видами спорта. Принимая решение об углубленном музыкальном воспитании детей дошкольного возраста, обязательно необходимо учитывать их особенности.
Детская музыкальность
Теория и методика музыкального воспитания предполагает, что развитие музыкальности ребенка не требует исключительных навыков, с этой задачей может справиться и родитель. При этом важно следовать предложенному специалистами возрастному плану.
-
Возраст до 4 лет. В этом возрасте можно использовать стишки и прибаутки, которые необходимо «пропевать». Пойте вместе с ребенком детские песенки и считалки. Для развития чувства ритма и темпа ребенка используйте доступные для этого возраста инструменты – трещетки, ложки, детский барабан. Говоря о методах музыкального воспитания детей, нельзя не сказать об играх. Вот, например, домашняя игра на развитие слуха ребенка. Возьмите несколько «поющих» предметов быта - стакан, бутылка, стеклянный графин. Пока ребенок стоит спиной, кончиком карандаша постучите по очереди по каждому предмету, заставляя их «петь». После этого предложите малышу узнать голос этих предметов.
-
Возраст 4-5 лет. Вместе с ребенком изучайте музыкальные инструменты и их звучание. Познакомьте его с различными стилями музыки, мажорным и минорным звучанием, для этого просто используйте дома веселую музыку, когда весело, и грустную, когда грустно. Научите малыша слышать и различать звучание отдельных инструментов в оркестре. Начните посещать концерты детских групп.
-
Возраст от 5 лет. Это время первого посещения концерта классической музыки, сначала всего на 10-15 минут. Не ждите, что ребенку сразу понравиться, на это потребуется некоторое время. Обсудите впечатления ребенка. Пробуйте совместно воспроизвести услышанное, для этого совсем необязательно использовать профессиональные инструменты. Достаточно просто устраивать домашние концерты с использованием подручных материалов. Научите ребенка слышать музыку в обыденных вещах – ветре, дожде, пении птиц.

Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Если все-таки музыкальная школа
Если вы все же приняли решение отдать ребенка в музыкальную школу, вам могут помочь несколько наших советов.
-
Нельзя достичь успеха «из под палки». Необходимо действовать методами побуждения, а не принуждения. Для достижения положительных результатов необходимо вызвать интерес ребенка к инструменту. Заручитесь поддержкой педагога, выполняйте все его рекомендации. Чаще общайтесь с ребенком, на этом этапе крайне важно понимать, чем вызваны возможные затруднения.
-
С пониманием относитесь к временным неудачам, поддержите своего ребенка. Помните, что лучше промолчать, чем сделать замечание. Каждый из них уникален, как уникальны их темпы обучения. Выходом из ситуации повторяющихся неудач является метод кратковременных, но частых повторений.
-
В еще «донотный» период сделайте слушание музыки привычным занятием для ребенка. В отличие от взрослых, дети не устают от звучания музыки. Главное, не заставлять их слушать. Музыка должна стать фоном, при котором ребенок может заниматься чем-то другим.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
В детстве ходила в музыкальную школу и даже окончила её. И все время ненавидела эту школу, желала, чтобы она провалилась! Хотя сейчас, трезво рассуждая, могу сказать, что много там узнала и многому научилась. И теперь вот не представляю, как некоторые люди живут и ничего не знают о музыке, не слушают её и даже не поют?
Заставлять ребенка учиться музыке из под палки - это совсем не метод, чтобы он начал интересоваться музыкой. Может, у него есть какой-нибудь другой талант или увлечение. Не всем же становиться певцами или артистами. А если ребенку интересно, так ведь изучать музыку никогда не поздно! Знала одну пенсионерку, которая пошла учиться в музыкальную школу и, со временем, стала лихо играть на аккордеоне!
Мне кажется тут всё зависит от каких-то предрасположенностей. Если действительно они есть, то и проще обучаться музыке. Можно давать мишки эвалар омега. Это улучшает память, внимание ребёнка и соответственно он проще воспринимает какую-либо информацию.