Изображение Joshua Choate с сайта Pixabay
Такие дети однозначно встречались каждому из вас: они ведут себя странно, громко кричат, не реагируют на увещевания родителей, беснуются, дерутся. В большинстве своем мы реагируем на подобное поведение предвзято, а на не справляющихся со своими эмоциями мам навешиваем ярлыки. Это проще простого, когда твой ребенок официально нормальный. Совсем другая жизнь у детей и их родителей, у которых в карточке написаны три буквы – РАС.
Расстройство аутического спектра (сокращенно – РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD) включает в себя ряд устаревших диагнозов: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера. Это расстройство психического развития, которое наступает в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности ребенка начинать и поддерживать социальное взаимодействие.
Таким детям не место в обычных садах, они должны обучаться в специализированных учреждениях, обособленно от нормальных детей – к сожалению, таково распространенное в нашем обществе мнение, в то время как степень расстройства в рамках РАС может быть разной – от крайне тяжелых до легких форм. Более того, в некоторых случаях, если диагноз ставится на ранних сроках, у ребенка появляются все шансы выправиться к школе. Общество воспитывает толерантность, в частности, набирает обороты программа инклюзивного обучения, позволяющая детям с особенностями развития получать знания в обычных образовательных учреждениях – садах и школах. Тем не менее в большинстве случаев детей с РАС как минимум не принимают, а иной раз даже откровенно гнобят.
О конфликте интересов и трудных шагах на пути к созданию благоприятной среды для собственного ребенка – в интервью с мамой пятилетнего мальчика с диагнозом РАС.
– Ты предпочитаешь остаться инкогнито или назовешь ваши с сыном настоящие имена?
– Инкогнито, потому что одно дело – я, совсем другое – мой ребенок. Я не могу принимать решения за него, в то время как он тоже имеет право на личную жизнь. Публичность точно не в интересах моего сына. Мы же будем обсуждать проблему в целом, пусть и на примере конкретного мальчика. Очень скоро диагноз нас касаться уже не будет (об этом я расскажу чуть позже). В интернете же все и всегда навечно.
– Расскажи простыми словами, что такое РАС, каковы его признаки и как это связано с диагнозом «аутизм», который, в отличие от аббревиатуры, у всех на слуху?
– Аббревиатура РАС расшифровывается как «расстройство аутического спектра». В настоящий момент врачи диагностируют много специфических расстройств психического развития у детей, и таким образом их объединили. То есть РАС – обобщенное понятие для спектра диагнозов, связанных с аутизмом. У аутизма есть как тяжелые формы, так и легкие. Мое мнение, что РАС – это не аутизм в привычном понимании! В целом такие дети достаточно социальные, просто по-другому реагируют на среду и иначе воспринимают окружающую их действительность.
Обобщенные признаки аутизма, на мой взгляд, такие: ребенок глубоко в себе, ему с трудом дается учеба, ему тяжело общаться со сверстниками, у него не получается дружить. Также характерен ограниченный круг интересов, ребенок может навязчиво повторять одно и то же действие, слово или фразу по несколько раз – такое явление носит название «стереотипия». При этом не бывает двух одинаковых аутистов. Есть поговорка в «наших» кругах: если ты знаешь одного аутиста – значит, ты знаешь только одного аутиста.
Изображение Madalin Calita с сайта Pixabay
Еще одна характерная особенность – аутическая «птичка» («крылышки»): при перевозбуждении ребенок начинает махать ручками, подобно птице. Много, долго, часто. Зачастую родители умиляются, не понимая, что это на самом деле. Думают, что ребенок балуется. Когда я узнала, что это вовсе не баловство, чуть в обморок не упала.
Так или иначе, но такие люди существовали всегда, и у каждого в садике или школе был странный парень, а может, и странная девочка. Более того, за последние годы таких людей вокруг нас стало больше. Наверное, дело в том, что появились квалифицированные врачи, инновационные способы диагностики таких расстройств и, что важно, родители перестали скрывать от общества таких детей. Проблема вышла на поверхность.
– Как ты поняла, что твой сын отличается от других детей?
– Что что-то не так, я видела с его рождения. Все говорили, что Миша – обычный мальчик, перерастет, однако этого не происходило. Любая смена обстановки вызывала бурю эмоций, а иной раз и агрессию, и с этим у него не получалось справляться. У меня не получалось спокойно вывести своего ребенка из дома на улицу, а потом завести его обратно – каждое действие сопровождалось ужасным криком. Я не могла спокойно подстричь ему ногти, помыть голову, накормить, усадить в коляску, уложить спать. К слову, спал он плохо – просыпался по пять раз за ночь, был беспокойным и неусидчивым. Отправиться куда бы то ни было вместе было для нас целым испытанием: на меня косо смотрели, потому что никто не понимал, что с этим ребенком не так. В гостях начинались вопросы «А что такое?» и т. п. Детский плач раздражал, а мама, эдакий генералиссимус в юбке, казалась резкой, разговаривающей на повышенных тонах. Самым простым при виде такой картины было сделать вывод о том, какая я ужасная мать. Мне было стыдно, поэтому никуда не хотелось ходить. Это было невероятно трудно. Я уставала, во-первых, потому что ребенок выглядел в глазах окружающих «не таким», во-вторых, потому что общество меня, мягко говоря, не одобряло.
В остальном же все было, как у всех: Миша вовремя встал на ножки, вовремя заговорил, рано приучился к горшку. Физически он развивался абсолютно нормально, но вот на эмоциональном уровне все было иначе – это касалось как восприятия окружающего мира, так и меня, его мамы.
– Расскажи, как Миша пошел в сад и что там с ним происходило?
– Миша пошел в обычный сад в три года, его взяли в обычную группу. На тот момент он уже был приучен к горшку, но был сильно избирателен в еде (еще одна характерная особенность детей с диагнозом РАС). Воспитатели пытались кормить насильно, и он истошно вопил. Мне стали поступать жалобы, в том числе и в отношении Мишиного поведения в общении с другими ребятами. Таким детям крайне сложно дается коммуникация, многое они воспринимают через агрессию – в садике, словно на войне. В общем, другим детям от Миши доставалось, родители, в свою очередь, жаловались, воспитатели вторили им, и так каждый день.
Когда любой ребенок идет в сад – это стресс для него. Для детей с РАС это особенный стресс. Оставшись в садике, такой ребенок не понимает, чего от него хотят: кормят всякой гадостью, а не тем, что он привык есть, дети лезут, в то время когда он не хочет общаться… Основной поток жалоб был на плохое поведение. Миша не хотел заниматься. Все сидят, рисуют, а он бегает, на физкультуре все приседают, а он лазает. Дети видели нетипичное поведение и заводились, начинали Мишу копировать. А кому понравится отсутствие дисциплины в группе? Понятное дело, что воспитателям было неудобно.
Изображение ariesa66 с сайта Pixabay
– Во что вылились все эти жалобы?
– Нас отправили на первую дефектологическую районную комиссию. Там нам предложили пройти тест: требовалось собрать пирамидку в правильной последовательности. Еще Мише показывали карточки с эмоциями людей – он должен был их идентифицировать. Мой сын, к сожалению, не справился. В рамках осмотра мы прошли двух врачей: дефектолога и психолога. Мнение обоих в отношении Миши оказалось одинаковым.
– Что ты почувствовала в тот момент?
– Период осознания мне дался тяжело, но отмечу, что куда хуже, когда ты это понимаешь только в школе, что твой ребенок отличается от всех остальных. Так, например, одна моя знакомая узнала, что ее сын аутист, только когда ему уже исполнилось восемь лет – через полгода обучения и общения с ребенком школьный психолог отвел ее в сторонку, чтобы это сообщить... Никто не предложил ей пройти дефектолога тогда, когда это было еще не поздно. Мое мнение: если вас направляют, но вам не хочется, потому что это обидно и оскорбительно, сделать это в любом случае надо, потому что это жизненно необходимо!
– Каким было резюме комиссии?
– Нам посоветовали коррекционный сад.
– Твоя реакция?
– В коррекционных садах обучаются дети с серьезными патологиями развития. Я не хочу, чтобы мой сын воспитывался в такой среде и был лучим среди худших.
Компенсирующие сады делятся на типы – от первого до восьмого. Сад, который предложили нам, был седьмого типа – туда отправляют в том числе детей-аутистов с более тяжелыми формами расстройств.
Мой ребенок тянется к тем, кто старше и умнее. Я считаю, что у него больше шансов выправиться в нормальном коллективе, где есть на кого равняться. Если он насмотрится на тех, кто слабее его, ему будет не к чему стремиться. Пусть он будет хуже, но зато среди лучших. К тому же коррекционный сад – прямая дорога в коррекционную школу. Другое дело, если ребенок на самом деле тяжелый, его психологические проблемы не решаются, тогда да, только коррекционный сад. Там маленькие группы, специальная программа. К тому же из коррекционного сада уже не вырваться. У детей со сложностями, как у моего сына, несколько другая ситуация – таково мое мнение.
– То есть заставить не имеют права?
– Да, родителям предоставляется свобода выбора, и без их согласия перевести ребенка в коррекционный сад не могут. Резюме врачей носит сугубо рекомендательный характер. Вне всякого сомнения, необходимо прислушиваться к тому, что говорят специалисты. Так вот, нам сказали, что у моего ребенка есть все шансы стать полностью здоровым к моменту поступления в школу. Именно поэтому я стою на своем: в коррекционный сад мы не пойдем, и точка.
– В итоге вы остались в обычном саду?
– Я спросила, какие еще есть пути, помимо коррекционного сада. Мне сказали, что можно посещать дефектолога в частном порядке и следом пройти комиссию на логопедический сад. Именно так мы и поступили.
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) зачастую и с диагнозом РАС тоже. Если у ребенка плохая речь – это значит, что он развивается неправильно. Логопедические сады также подпадают под категорию коррекционных.
Таким образом мы начали ходить к дефектологу два раза в неделю. Через год занятий Миша успешно прошел комиссию, и нам дали направление в логопедический сад.
– Как обстояло дело в логопедическом саду?
– Начну с того, что Мишу взяли в обычную группу. В некоторых логопедических садах существуют отдельные группы для детей с особенностями (ЗПР и другие диагнозы), но, увы, не в нашем случае. Скажу, что чуда не произошло – те же жалобы, если не сказать, что хуже.
К претензиям со стороны воспитателей и родителей добавились звонки от логопеда, который, не стесняясь в выражениях, прямо заявляла, что мой сын «не такой», учиться не способен, и его прогресс, очевидно, медленный. Главный аргумент был, что Мише «у нас тяжело». В дополнение поступали комментарии воспитателей: «мы устали», «не можем», «нам тоже тяжело». Я считаю, что на любой работе всем и всегда тяжело. Воспитателям же наверняка хочется, чтобы дети вовремя приходили, вовремя ели, сами одевались, мыли посуду и сами себе читали перед дневным сном…
Я считаю, что любому профессионалу в любой области следует руководствоваться своими обязанностями, а не отношением к людям. Воспитатели несут ответственность за целое поколение! Я всегда иду навстречу и нахожусь в диалоге. Каждый вечер, приходя за Мишей в сад, я интересуюсь, как дела у моего сына, какие есть проблемы, о чем следует с ним поговорить. Мне очень не нравится, что я расположена, готова и хочу помочь, а со мной вот так общаются. Мне с моим сыном самой нелегко. Я рассчитываю на обратную связь и не желаю чувствовать себя перманентно виноватой. Недавно мне позвонили со словами, что мой ребенок в школу не поступит. Как такое понимать? Это как минимум непрофессионально. У нестрессоустойчивых людей попросту опустятся руки.
– Получается, третьего не дано? Либо коррекционный сад, либо бороться до последнего?
– Еще есть программа инклюзивного образования, когда ребенку с особенностями предоставляется возможность обучаться наравне с обычными детьми. Идея инклюзии базируется на понятии толерантности. Однако где эта самая толерантность? Толерантный воспитатель явно не должен поддерживать политику агрессии в адрес отдельно взятого человека. Почему же в нашем случае так происходит? Интересное дело: общество принимает людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, зато не воспринимает нейронетипичных людей. Меня это откровенно злит. Инклюзивное образование набирает обороты, но пока, к сожалению, слабо.
– Пример можешь привести?
– В класс помещается «тяжелый» аутист, у него есть сопровождающий специалист – наставник, призвание которого – социальная адаптация и помощь ребенку с расстройством в обучении. Это колоссальные возможности для человека с проблемами, поскольку он помещается в обычные условия и пытается влиться. Одновременно с тем это и плюс для общества – дети понимают, что все люди разные. На примере садов: в группу деток с тяжелыми нарушениями речи помещают ребенка с синдромом Дауна. Это и есть инклюзия: дети понимают, что есть ребята, которые отличаются, к этому необходимо и важно относиться нормально, спокойно, помогать таким людям.
– Мишу можно назвать инклюзом?
– Нет, его диагноз несопоставим с диагнозами тех детей, для которых эта программа предназначена. Тут как раз любопытна линия толерантности. Так, моего сына отсаживают на занятиях. Что это? Изоляция неугодного ребенка? Ответ такой: «Он не может заниматься, поэтому мы его отсаживаем». Им так удобнее, все понятно.
Деток с РАС ни в коем случае нельзя изолировать! Их необходимо интегрировать.
School фото создан(а) freepik - ru.freepik.com
– Каковы ваши успехи в терапии?
– Мы продолжаем наблюдаться у невролога, еженедельно занимаемся с дефектологом. Совсем недавно нас снова направили от садика на комиссию. По ее итогам было поставлено динамическое наблюдение. Ни в какое другое образовательное учреждение нас пока что не направляют. Комиссия видит мое рвение, к тому же налицо Мишин прогресс: по результатам очередного теста сын успешно выполнил задание – разобрал «по полочкам» социальную ситуацию, изображенную на картинке.
– Какую?
– Мише показали картинку, на которой была изображена социальная ситуация: дети стоят в лесу, они потерялись. На вопрос, что здесь изображено, сын ответил: «Это лес, осень, дети потерялись». Важно заниматься! Два года мы плотно работали с дефектологом – и вот результат. К слову, я работаю пять дней в неделю по восемь часов. Бабушек и дедушек в помощь у меня нет. Так что было бы желание. РАС поддается коррекции!
– А каковы ваши успехи на бытовом уровне? С Мишей по-прежнему трудно в обществе или терапия дала свои плоды?
– В самом деле, в начале нашего пути были сплошные «не»: Миша долгое время сам не одевался и не обувался, отказывался самостоятельно есть. Зато сейчас помощь в этом ему уже не требуется. Миша любознательный. Он любит посещать музеи и кино, способен высидеть детский спектакль и даже концерт в филармонии продолжительностью от полутора до двух часов. Миша легко переносит пятичасовой авиаперелет, за пять минут выучивает несложный стишок, даже тарелки за собой моет, при этом не выкинув их в окно. На новогодние каникулы мы всей семьей ездили на автомобиле в Финляндию, дорога заняла двенадцать часов, и Миша стоически выдержал столь утомительный даже для взрослого маршрут. Все это стало возможным благодаря системным занятиям с дефектологом, медикаментозной поддерживающей терапии, регулярным осмотрам у невролога, остеопата и бесконечному терпению.
У Миши полностью ушла агрессия в адрес других детей, которые дерутся и так, без особенных диагнозов, только по той простой причине, что они дети. Если раньше люди с такими детьми, как мой Миша, не сталкивались, они и не заметят, что что-то не так…
Ах, да: аутической «птички» («крылышек») у нас больше нет.
– Твои дальнейшие действия?
– Я продолжаю стоять на своем. Очередная комиссия будет весной – в логопедические сады каждый год приходят специалисты, которые оценивают итоги обучения. Многим детям дальнейшая коррекция не требуется, тогда их переводят в обычный сад. Нам же необходимо будет эту комиссию успешно пройти, чтобы закрепиться в логопедическом.
К слову, невролог, который ведет нас с рождения в районной поликлинике по месту жительства, снял с сына диагноз РАС еще год назад.
– Что важно знать и делать родителям, у детей которых диагностировали РАС?
– 1. Не молчите!
Игнорируя или замалчивая проблему, родители рискуют вовремя не распознать, что происходит с их детьми. А значит, есть риск опоздать. Начатая вовремя терапия способна полностью выправить ребенка к школе. Если личность сильная, то сама поборется – так говорят некоторые неврологи. А вот если слабая, вовсе не факт. РАС поддается коррекции! И этим необходимо заниматься. Если же не говорить «нет», «у меня все, как у всех» и при этом не выводить ребенка в люди, не водить на кружки, прятать или, не дай бог, еще и пороть – ничего хорошего не выйдет.
2. Найдите дело, к которому у ребенка лежит душа
Диагнозу РАС свойственна некоторая романтизация – так, есть фильм «Человек дождя», где показан «идеальный» аутист, который обладает чуть ли не сверхспособностями. Такие дети на самом деле существуют, но это, скорее, один на несколько тысяч. Все остальные – просто сложные и не наделенные особенными талантами. Однако если умудриться найти у ребенка с РАС что-то, что будет его сильно интересовать и мотивировать, это будет половина успеха – такие дети любят углубляться, изучать тему досконально. Возможно, в будущем это дело из хобби перерастет в профессию!
Мой сын вот увлекся робототехникой. Ему нравится систематизация. У него уже есть определенные успехи в этой области, а еще он прекрасно конструирует. Еще буквально год назад я и представить себе не могла, что мой сын в состоянии в течение 45 минут заниматься с учителем без моего присутствия!
Еще врачи рекомендуют детям с РАС бассейн. Вода расслабляет, мозг напитывается кислородом, и это помогает легче воспринимать и усваивать информацию. Иппотерапия тоже в помощь. На этой «войне» все средства хороши. Поможет побегать вокруг трамвая – побегайте!
3. Общайтесь проще, помогайте учиться
С детьми с РАС не стоит пускаться в уговоры, пытаться что-либо донести с помощью сложносочиненных предложений, с использованием деепричастных оборотов и пр. Чем проще будут построены ваши фразы, тем быстрее такой ребенок поймет, чего вы от него хотите. В ребенка надо не столько вкладывать информацию, сколько учить его учиться. Людям с РАС это дается, разумеется, тяжело.
4. Доверяйте мнению нескольких специалистов!
Не верьте одному врачу! Пробуйте обратиться к нескольким, при этом не показывайте им диагноз и выписки из карт. Пусть у вас будут разные мнения! Очень важно найти своего, позитивно настроенного врача, который будет видеть прогресс и поддерживать. Никогда не останавливайтесь! Пользуйтесь ОМС. Вот мы наблюдаемся у врача высшей квалификационной категории неврологического отделения городской больницы, и он нам здорово помогает.
5. Не читайте форумы
Не верьте написанному на форумах! Там полно фейка! Очередной развод в интернете – продукты на основе меда, которые способны излечить от РАС, плюс какая-то чудодейственная безглютеновая диета описана. Понятное дело, хочется от проблемы побыстрее избавиться: выпил «волшебную таблетку», и вуаля – ребенок проснулся нормальным. Многие фирмы спекулируют на родительском отчаянии, в то время как конкретных медикаментов, как, например, от кашля, не существует.
Выйти из этого состояния можно только благодаря системному подходу: путем обследований, предпринятых шагов и анализа достигнутых результатов. Это уже образ жизни: вы наблюдаетесь, меняете тактики, консультируетесь, вас направляют, вы прислушиваетесь или нет. У каждого свой путь, а «волшебной таблетки», увы, не существует.
6. Ищите помощь в специализированных организациях
Поддержку лучше искать в официальных источниках: в благотворительных фондах и общественных организациях, занимающихся проблемами детей с РАС. Я знаю фонд «Выход», который курирует Авдотья Смирнова, реабилитационный центр «Антон тут рядом». Последняя организация формирует лагеря, проводит выездные занятия, куда можно приехать, познакомиться с людьми, находящимися в аналогичной ситуации. Детям и в равной степени их родителям требуется помощь, в том числе психологическая!
Резюмируя, отмечу, что, поскольку государство темой озабочено, это уже хорошая новость. Чем больше мы говорим о РАС, тем больше шансов помочь таким детям обрести свое место под солнцем.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
До слез! Удачи вам!
Да у нас сейчас каких только диагнозов не ставят, лишь бы родители деньги платили. Просто в ребёнка есть свой характер, но с возрастом это все сгладится и пройдёт.
Прочитал на одном дыхании! Супер мамочка, адекватная, любящая, терпеливая и мудрая, а автору респект за такую подачу материала - супер профессионально!
Что за друг мамочки пишет. Ничего о проблеме, какие-то дифирамбы одни. А лучше бы сказали о том, что отличить легкую форму РАС от просто капризного ребенка реально сложно! (Это Вам не тяжёлые формы аутизма) что часто врачи навешивают диагнозы, которых нет, а мамы просто тупо не хотят и не могут справится с ребёнком. И он у них избалованный, а никакой не носитель диагноза РАС. Тч вопрос сложный. В ссср не было такого, что каждый 4 ребёнок страдает рас! Что-то изменилось настолько кардинально? Да! Появилась куча частных врачей и родителей с деньгами!
Вы текст читали? Или так, по диагонали, но сказать гадость надо. Диагноз мальчику поставили врачи районной комисси. И наблюдали их в городской больнице и поликлинеке по иемту жительства. Там вообще нет ни слова о платной медицине. Справляйтесь со своим внутренним капризным ребенком где-нибудь в другом месте, например в ссср
Точно! Все комментарии к этой статье - купленные! Равно как и диагнозы
По чем тебе заплатили, Кот? Я тоже хочу!
Ваше мнение - подтверждает то, что было описано в статье. "Ничего не вижу, ничего не слышу, читать не умею, все сами виноваты! Людям, таким как вы легче думать "Ребенок избалован, капризный - по жопе ему. Мать херовая, замечание ей!" Будьте уверены, что людям отдающим себе отчет в происходящем, глубоко насрать на ваше "профессиональное мнение". Надеюсь вы не педагог и не врач, а то если бы напоролись на такую как я вылетели бы с рабочего места еще до конца рабочей недели за "некомпетентность". Такие как вы причина проблем и дремучести общества.
А им так удобно, как и воспитательницам
Да это родителям удобнее иметь больного ребенка. Чтобы ныть, просить пособия и все проблемы списывать на диагноз, а не на свою рукопопость в воспитании ребенка.
Гори в аду
Пособия в нашей стране действительно уникальные да и с больными детьми очень удобно, как вы говорите. Но у меня для вас плохие новости судя по вашим умозаключениям. Физически вы может и здоровая, но вот интеллект, эмпатия и высшие психические функции у вас развиты ниже среднего. И вам уже не три года, так что будет трудно что-то скорректировать. Очень жаль, что ваши родители не были внимательны к Вам в детстве. Это трагедия.
А вы то кто, мадам? Судя по желчи вылитой здесь, климакс одолевает? В СССР ваша молодость осталась и адекватность видимо заодно. Статья заставляет задуматься и посмотреть на проблемы «избалованных» детей по-другому, нельзя всех под одну гребёнку. А вы дремучая только троллить м умеете, наверное в СССР научили.
Все предсказуемо. В анонсе статьи написано, что таких детей не принимает общество. И их родителей заодно. Судя по комментариям, так и есть. Стоит задуматься, почему
Полезная статья для тех кто принимает ситуацию Как вести себя с людьми с аутизмом: что делать и чего не делать? Инструкция
Да нормальная статья. Но вывод такой: каждый пусть делает как хочет, главное, что кроме тебя самой никто не несёт ответственность за твоего ребенка. Тч делай как хочешь, но чтобы ребёнку было лучше. Не надо делать из детей больных, но и закрывать глаза на реальную проблему тоже не стоит.
У нас в принципе люди дикие. Всем надо высказать свою точку зрения, дать совет, научить, покритиковать, обратить внимание "Люди добрые, да шожэтоделается!" и сказать "как лучше" - "страна Советов" просто! Бестактность как национальная черта!
У нас в принципе толерантность на нуле,или из-за советского прошлого или из чувства стадности. Но человек (одинаково ребенок или мать) при некоем отличии в лучшем случае игнорируются,в остальных-отторгаются обществом. И да,поджать губы,навешать ярлыки, поучить жизни- в довесок. Наверно от собственной ограниченности и неустроенности. Ничего, собака лает, караван идет. Девушка,Ваш ребёнок скажет Вам спасибо за Борьбу и Победу!
Так то оно так, только не почётно, кто и кого победил.
Спасибо за статью, даёт надежду родителям особенных деток. Таких реальных историй надо больше, а то иногда просто опускаются руки и перестаешь верить, что есть шанс... К сожалению в статье не затронута тема наблюдения психиатром. А всем остальным коментаторам, хотелось бы сказать, что тему РАС можно обсуждать очень долго, но понять её, к сожалению, можно, лишь только столкнувшись с ней лично лицом к лицу, и вот тогда это будут не просто слова и размышления, это будет крик души, а иногда и отчаяния в попытке подарить своему ребенку хорошую жизнь
...смело...сама поставила диагноз, сама решила чем и как лечить...Удачи и Победы Вам!
Диета помогает, бассейн и животные почти ничего не дали моему. Аутизм тяжёлый диагноз и вывести в норму к школе нереально. Что там с вашим ребёнком на самом деле не возьмусь даже предположить. Даёте надежду или накручивайте? Думаю второе и плюс пиар. Таких как вы сказочниц много что то развелось
Ошибка выжившего
Hello. This post was created with XRumer 23 StrongAI. Good luck :)
Это очень трудный и тяжелый путь. Отлично, когда есть динамика. А я рвалась в коррекционный сад, тк динамики нет. Через пару месяцев тпмпк пошла на ЦПМПК. Тк нас не устраивал обычный сад. С таким ребенком тяжело! У нашего воспитателя в обычном садике было 28 детей! А моя отнимала почти все время и внимание. Не объяснить в двух словах. Таким деткам не только «дети лучше их» нужны, им нужно очень много внимания. Мы не вылезли на трех занятиях с дефектологом в неделю, когда в обычный сад ходили. Воспитателям в обычном саду, к сожалению, не справиться. Как бы родителям ни хотелось, многим детям есть необходимость посещать коррекционный сад и группу по «уровню». Моя дочь сейчас в 7 группе. И да, окружающие люди меня раздражают. Мало кто относится с пониманием к поведению ребенка и строгости мамы при истериках, падениях на пол, убеганиях ребенка. К маме отношение от окружающих скотское. Чего я только не наслушалась, такой грязью поливают не понимая, что маме и так безумно тяжело. Люди не принимают, что в обществе появилось такое количество детей с отклонениями. Их не просто «перестали стесняться показывать». Их за последние годы стало очень и очень много! Ведутся исследования, почему это происходит. Мы даже попали на такое исследование по генетике. Может, когда-нибудь найдут ответ. А пока нам, родителям особых детей, приходится особым образом жить и терпеть нападки общества, не готового принять реальность.
Черезчур уж ванильная ситуация. Думаю, у ребенка не было таких проблем, которые описывает мама. Ну не отправляют детей, способных дотянуться до нормиков, в такие группы. Родители, которые водят детей в 7 и 8 группы, поймут. История скорее всего выдумана для «поддержки» родителей. И она дает ложное восприятие реальной ситуации. Родители таких детей начитаются (как и я) таких супер историй и думают, что все проблемы можно решить наблюдением невролога и парой занятий в неделю с дефектологом. Так родители закрывают глаза на проблему. Не стройте иллюзий. Такие дети не могут угнаться за нормиками. Им в обычном саду тяжело. А про нагрузку на воспитателей я вообще молчу. А история, если она не выдумана, про ребенка без диагноза рас.