При этом, по мнению Орешкина, эта проблема на данном этапе важнее, чем проблема неравенства, которая «довлеет над экономическим ростом развитых стран».
«Понятно, что стратегически надо стремиться и к снижению неравенства», – добавил министр.
Кроме того, Орешкин обратил внимание на демографический кризис, ограничения инвестиций, значительный объем теневой экономики, значительные препятствия для экспорта, назвав их серьезными трудностями, которые мешают экономическому развитию страны.
Заявление главы Минэкономразвития прокомментировал эксперт proaist.ru, доцент кафедры демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов.
Мы оставим утверждение министра о том, что борьба с бедностью для российской экономики гораздо важнее решения проблемы неравенства. Здесь могут быть разные точки зрения. Отметим только, что даже в период активного сокращения доли бедного населения (с начала 2000-х гг.) показатели неравенства в России (например, коэффициенты Джини и децильные коэффициенты) оставались практически неизменными, а в ряде случаев росли.
Децильный коэффициент – это отношение доходов 10% самых богатых граждан и 10% самых бедных. Коэффициент Джини – это показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от потенциально абсолютно равного их распределения между жителями страны. Коэффициент может быть измерен как в долях, так и в процентах (чем он выше, тем хуже). В России с 2000 по 2007 год коэффициент Джини вырос с 37 до 42,3%. После торможения экономического роста и роста доходов населения (с 2012 года) показатель стал снижаться (отчасти благодаря повышению заработных плат работникам бюджетной сферы), то есть неравенство сокращалось. Но с 1-го полугодия 2016 года неравенство снова стало расти. В итоге даже после периода активного роста благосостояния неравенство (и социальное, и региональное) в нашей стране не изменилось существенным образом и остается довольно высоким по меркам других развитых стран: примерно на уровне США по коэффициенту Джини. Кроме того, в условиях России данные коэффициенты не отражают полностью межрегионального неравенства, так что в реальности ситуация может быть еще хуже.
В 2016 году, несмотря на рост реальной заработной платы (0,6% к 2016 году), реальные располагаемые доходы населения сократились примерно на 5,9% (в 2015 году наблюдалось падение на 3,2%). При этом очевидно, что уровень благосостояния семьи влияет на решение о рождении детей.
Что касается упоминаемой бедности семей с детьми, то здесь министр, безусловно, прав. Согласно данным бюджетных обследований домохозяйств по состоянию на второй квартал 2016 года среди семей, которым «денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно», выделяются, безусловно, многодетные и неполные семьи (31% и 34% могут сказать о себе такое), хотя среди семей одиноких неработающих пенсионеров доля подобных домохозяйств почти 40%. Многодетные семьи явно лидируют среди всех типов по доле домохозяйств, имеющих проблемы с оплатой услуг ЖКХ и электроэнергии, у молодых семей есть проблемы с погашением потребительских кредитов.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!