Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Демография

Международный опыт поддержки доходов семей с детьми и возможности его применения в России*

Автор
Вячеслав Бобков
Вячеслав Бобков
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни, гл. научный сотрудник РЭУ им. Г. В. Плеханова
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
27 марта 24 в 17:33
Международный опыт  поддержки доходов семей с детьми  и возможности его применения  в России*

*Публикация осуществлена при поддержке РГНФ, проект «Российские средние классы: теоретико-методологические основы выявления, социальные стандарты идентификации, оценивание и увеличение численности» 

Уровень жизни многодетной семьи очевидно отличается от семей, в которых один или два ребенка. Важный вопрос — как нам использовать международный опыт борьбы с бедностью? 

Ведь сегодня это главная проблема российских семей с большим количеством детей. 

Конечно, существуют спе­ци­фические формы снижения непосредственно детской бедности, а также детской бедности в многодетных семьях. Однако решать проблему нужно с общих моментов: если мы сразу же пойдем от специфичного, то этот путь будет ошибочным, ведь для определения специфичного надо овладеть общей культурой борьбы с бедностью. Большой опыт решения этих проблем накоплен за рубежом. 

Поясним, что имеется в виду. Существует три основных концепции самого понятия бедности и, соответственно, три подхода к определению способов ее снижения. 

В связи с чем возникает вопрос: какую бедность мы собираемся снижать — абсолютную, относительную или субъективную? Причем в рамках каждого из этих подходов существуют монетарные и немонетарные (антидепривационные) меры. Например, поднимать ли субсидии или изучать, каких конкретно благ не хватает семье? На самом деле в чистом виде не применяется ни один из этих подходов, а применяются все три метода в различных сочетаниях. В данном случае мы имеем в виду не Россию, а международный опыт. Это и есть общая культура, которую надо осваивать. 

Чаще всего для адресной социальной поддержки используется абсолютный метод, когда берут стандарт, некий минимум (в каждой стране он разный), и начинают к нему «подтягивать» все малоимущее население. При этом речь может идти как о деньгах (пособиях), которые выплачивают тем, кто живет ниже обозначенного минимума, так и об обеспечении таких семей материальными благами, которых они лишены. Соответственно, основные решения, позволяющие удовлетворять первичные необходимые потребности, состоят в различных формах поддержки доходов или же в недоходных формах, то есть натуральной помощи этим типам семей. Прежде всего речь идет о семьях с детьми. При этом не существует единой границы бедности: для разных целей применяются разные концепции, разную бедность мы преодолеваем разными методами, то есть устанавливается множественная граница бедности. Это очень важно учитывать. 

Изучение зарубежного опыта показало, что для целей государственной социальной помощи во всех изученных странах, как правило, применяется абсолютный метод определения бедности на основе прожиточного минимума, определенного нормативным или нормативно-статическим способом. Во всех изученных странах также используется медианный доход для сопоставления с долей от него уровня социальной поддержки населения. Медиана — это уровень дохода, делящий население на две равные части, половина населения имеет среднедушевой доход, не превышающий медианный, а другая половина — доход больше медианного. Относительная линия бедности служит критерием определения эффективности программ социальной поддержки малоимущего населения. 

Международный опыт  поддержки доходов семей с детьми  и возможности его применения  в России*

Международный опыт показывает, что невозможно руководствоваться единой линией бедности для целей ее текущего мониторинга, прогноза показателей уровня и качества жизни, реализации социальных программ и международных сопоставлений. 

Большинство развитых стран, социальная политика которых ориентирована на поддержку бедных слоев населения, используют различные методы определения бедности, различные ее критериальные стандарты (линии бедности) для статистического мониторинга и для целей социальной поддержки населения. 

В этой связи большинство стран разрабатывают несколько линий бедности, базирующихся на разных методических основаниях, но являющихся непротиворечивыми и состоятельными для решения определенного круга задач. 

Что касается семей с детьми, то особенно интересен опыт Великобритании и Германии, которые используют относительный метод определения бедности. В этих странах детская бедность ниже средней по населению, чего нет в большинстве стран и в России особенно. С каждым родившимся ребенком в нашей стране показатель бедности опускается все ниже. 

За счет чего это оказывается возможным? Власти этих стран планку включения в адресные социальные программы устанавливают от 40% до 70% медианного дохода, уровень планки зависит от того, какие ресурсы имеются в наличии и какую политику проводят в той или иной стране. Таким образом, если доход семьи ниже 40–70% от медианного дохода, тогда она включается в адресные социальные программы. 

В Великобритании также используется многокритериальный подход, который базируется на монетарном относительном и немонетарном депривационном подходе для ликвидации детской бедности. 

После определения уровня бедности семей следующая задача — подтянуть доходы и обеспеченность населения до более высоких стандартов. Таким образом, через различные системы поддержки добиваются снижения детской бедности. В этой группе смотрят еще и на нехватку важнейших жизненных благ, которые определяют возможность удовлетворения самых первичных потребностей. 

Теперь обратимся к опыту России. В нашей стране, к сожалению, система социальной защиты и поддержки несет несвойственные ей функции. Прежде всего, конечно, бедности способствует слишком низкий уровень заработной платы. И получается перекошенная система поддержки: сначала в семье складывается слишком низкий уровень заработка, который «выбрасывает» ее за черту бедности. Это, в свою очередь, приводит к потребности в государственной социальной помощи. 

В европейских странах политика выглядит иначе: средств на социальные программы выделяется больше, чем в России, но они рассчитаны на меньшее количество семей, нуждающихся в помощи. 

Проанализировав доходы и жилищную обеспеченность, мы во Всероссийском центре уровня жизни пришли к выводу, что для того, чтобы в России работающий родитель из полной семьи с двумя детьми попал в средний класс, ему нужно повысить среднемесячную зарплату примерно в три раза. На сегодняшний день в России менее 1% полных двухдетных семей, в которых работают мама и папа, могут быть причислены к среднему классу. Между тем именно в этом сообществе лежат, по большому счету, возможности для решения российских демографических проблем. Кто будет рожать для того, чтобы плодить бедность? Да, есть, конечно, и такие семьи (одинокие мамы), которые пытаются заработать на государственных пособиях, но большинство все же другие: родители готовы мириться со сложившейся ситуацией, принимать сложившиеся ценности жизни и вынужденно ограничивать увеличение семьи. Это, конечно, ненормальная ситуация. 

Для ее исправления следует более пристальное внимание обратить на уже разработанные и эффективно действующие меры, принятые в других странах.

Тезисно обозначу некоторые из российских проблем и возможные выходы из них. 

1. Низкий уровень заработной платы в России. 
Целесообразно обратиться к опыту США по определению экономического стандарта самообеспеченности для работающих семей. 

2. Плоская шкала налогообложения по месту занятости работающих в России. 

Целесообразно обратиться к опыту частичного налого­обло­же­­ния домохозяйств по месту жительства во Франции, а также к разработкам ВЦУЖ (Всероссийского центра уровня жизни) по этим вопросам.

В целом следует отметить, что плоская шкала налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) изначально несправедлива. Здесь нужно ис

3. Некомплексный инструментарий для изучения бедности в России.  Целесообразно обратиться к международной методологии абсолютного, относительного и субъективного инструментария изучения бедности, применения монетарных и немонетарных методов ее уменьшения. 

4. Несовершенная система адресной социальной поддержки семей, особенно семей с детьми. 

Целесообразно учитывать практику установления гарантированного минимального душевого дохода в странах Евросоюза. Особенно ценен для нас опыт Великобритании и Германии по определению относительной монетарной границы бедности и депривационного подхода для снижения детской бедности, приводящей к более низкому уровню бедности в семьях с детьми по сравнению с ее уровнем в целом по населению. 

Таким образом, мы видим, что в России не используется вся совокупность методов социальной поддержки. Это необходимо учитывать при разработке демографических программ, особенно для бедных семей с детьми. 

Несовершенная система адресной социальной поддержки семей, особенно семей с детьми. В заключение остановимся на опыте ряда европейских стран, который нам видится наиболее подходящим для использования в Российской Федерации. ходить из положений теории предельной полезности: 10 рублей для бедной семьи ценнее, чем 100 рублей для обеспеченной. Таким образом, обеспечение социальной справедливости требует обязательного введения прогрессивной шкалы налогообложения. Пока же в нашей стране получается так, что вначале работающие члены семьи лишаются части дохода, который они зарабатывают. А потом, оказываясь бедными, особенно из-за многодетности, они получают помощь от государства. Прогрессивная шкала налогообложения устранила бы такие перекосы. Взимание налога на доходы с семьи (домохозяйства) по прогрессивной ставке могло бы освободить от него бедные семьи и повышать налог по мере роста среднедушевого дохода в семьях. Такие предложения разработаны во ВЦУЖ. Считаю, что в России нужно хотя бы провести эксперимент на уровне пилотных регионов по введению такой системы налогообложения по месту жительства семьи, чтобы посмотреть, какой это может дать эффект. Особенно эффективно это могло бы оказаться в сообщающихся регионах, таких как Москва и Московская область (Санкт-­Петербург и Ленин­градская область и в других регионах, прилегающих к городам-мегаполисам, в которые люди едут в поисках рабочих мест). Такие семьи живут и потребляют в одном регионе, а работают, следовательно получают зарплату (другие доходы) и платят налоги в другом. В результате семьи попадают в неравное положение по условиям и возможностям для развития своих детей. 


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Внимание!

Закрыть