Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Культура – важнейший фактор развития человеческого капитала

Автор
Надежда Каверина
Надежда Каверина
Кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
29 мая 18 в 00:00
Культура – важнейший фактор развития человеческого капитала

В статье рассматривается ведущая роль культуры в формировании человеческого капитала. Культура предполагает духовный и материальный прогресс человечества во имя качественного совершенствования всех сторон общественного жизнеустройства. Культура является главным гарантом сохранения национальной идентичности. Государственная культурная политика, регулирующая процессы культурного развития в РФ, представлена в «Основах государственной культурной политики».

Общеизвестно, что понятию «культура» достаточно сложно подобрать такое определение, которое одновременно удовлетворяло бы взыскательному вкусу представителей профессионального сообщества и непритязательности основной части общества. В отечественных исследованиях по культуре классической является трактовка Ю. М. Лотмана, согласно которой «культура – это экология человеческого общества, та атмосфера, которую человек создает для того, чтобы выжить. В этом смысле культура – представление духовное, связанное с идеями, ценностями, смыслами».

Действительно, культура – это прежде всего система ценностей. Собрание основных ценностей, лежащих в основе культуры и практически всех проявлений жизнедеятельности социума, есть идеология. Государство, претендующее на значимую роль в мире, не может существовать без государственной идеологии. Согласно Конституции РФ 1993 г., в России нет официальной государственной идеологии. Поэтому «Основы государственной культурной политики», по сути, призваны формировать ценностно-смысловое пространство общества. По содержанию – это ценностные основания для понимания смысложизненных основ общественного и индивидуального существования, представления об иерархическом соотношении разных видов общественных ресурсов и благ, форм собственности, об упрочении традиционной семьи и многодетности, о значении труда и отдыха в жизни граждан, о формировании у них чувства этнокультурной идентичности и разных форм коллективной идентичности и т. п. Важное место среди высших ценностей займут смыслы государственного строительства: упрочение суверенитета и целостности страны, семантика патриотизма, военного строительства и национальной безопасности, принципы национальной политики и межэтнических взаимоотношений и др.

Министр культуры В.Р. Медин­с­кий так определил общие ценности (общие для художника, для власти и для общества) в современном обществе:

«Ценность созидательного труда.

Развитие личности как залог общего процветания.

Служение Отечеству.

Единство и преемственность тысячелетней истории России.

Историческое единство судеб народов России и дружественных народов, многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР.

Ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием, и всеми традиционными для России религиями, – начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей».

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний». Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике – в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества».

Первоначально под человеческим капиталом понималась совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ. По Гэри Беккеру, инвестициями в человека, повышающими его способность к труду, являются «обучение, подготовка на производстве, расходы на здравоохранение, миграция и поиск информации о ценах и доходах». В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось: в него включили инвестиции в воспитание, образование, науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру.

В настоящее время культура относится к базовым составляющим человеческого капитала. Во-­первых, она аккумулирует многовековой опыт народа: подавляющее большинство ценностей, которыми живет страна, создано в прошлом, подчас далеком, и они во многом определяют ее дальнейшее развитие. Во-вторых, именно культура формирует самого человека, создает внутреннюю мотивацию его поступков и тем самым направляет нынешние и будущие изменения в стране, содействует становлению открытого и правового общества, гражданскому согласию.

Культура включает в себя:

  • творческий потенциал создателей культуры, накопленный веками и развиваемый из поколения в поколение;
  • культурное наследие, являющееся результатом многовекового труда творцов;
  • культурные традиции, материализованные в интересе населения к ценностям культуры.

Таким образом, культура – одна из важнейших составляющих накопленного народом национального человеческого капитала. Национальный человеческий капитал – это часть креативных трудовых ресурсов, накопленные конкурентоспособные и высокопроизводительные знания, инновационная система, интеллектуальный капитал и инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности и экономики. Ядро национального человеческого капитала составляют лучшие и конкурентоспособные на мировом уровне специалисты, определяющие прирост и эффективность использования знаний и инноваций, эффективность предпринимательского ресурса, размеры и эффективность инновационного сектора экономики.

Во время промышленных и научно-технических революций на первое место выходит «триада драйверов роста и развития экономики, общества» – «накопление знаний, рост интеллекта (профессионализма), генерация инноваций». Инновационность, креативность и производительная мощность человеческого капитала постоянно растут за счет совершенствования образования, развития науки. Следовательно, образование и наука обеспечивают рост человеческого капитала, увеличение количества инноваций. Но развитие человеческого капитала выражается не только в количественном росте, оно также подразумевает повышение качества, и в этом процессе на первое место выходит культура.

Наука и образование, изолированные от культуры, задействуют, прежде всего, интеллектуальные способности человека, оставляя на периферии своего внимания его духовные основы – нравственные нормы и ценностные установки. Именно поэтому речь должна идти о культурном императиве в развитии человеческого капитала. Культура предполагает духовный и материальный прогресс человечества во имя качественного совершенствования всех сторон общественного жизнеустройства. Причем в данном случае главное – не самоценность культуры как таковая, а то, насколько она способствует улучшению жизни каждого конкретного человека и общества в целом. Лауреат Нобелевской премии мира, известный гуманист Альберт Швейцер писал: «…Главное в культуре – не материальные достижения, а то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества. И в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами».

Учитывая тенденции нарас­та­ния технологических угроз в XXI в., необходимо решать проблемы социогуманитарного обеспечения инновационного развития. Культура открывает перед человеком колоссальные возможности по изменению своего бытия путем самореализации личности, определения смысла жизни и поиска своего предназначения, максимального раскрытия творческих созидательных способностей через осознание духовной ценности труда. Именно самореализация личности каждого человека является залогом повышения социальной активности населения, только при ее наличии и возможна консолидация общества. В конечном счете активное участие людей в обустройстве своей жизни через сознательное отношение к своим социальным ролям позволит согласовать мировоззренческие установки общественного сознания со скоростью и масштабами предпринимаемых социально-экономических преобразований, а значит, подготовить людей к жизни и работе в новых условиях цифровой экономики.

Необходимо отметить, что сегодня, в эпоху глобализации, культура является главным гарантом сохранения национальной идентичности – базового национального интереса. Понятие «национальная идентичность» сложное, включает в себя установившиеся особенности национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, верования, мифы, нравст­венные императивы общества и т. д. В современных условиях отказ от собственной культуры оборачивается резким снижением уровня имеющегося в стране культурного потенциала. Сегодня к наиболее существенным вызовам и угрозам гуманитарного развития страны относятся «девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров».

В российском обществе на протяжении XX в. дважды произошла переоценка системы ценностей, когда уничтожались культурные ценности, традиции свергнутого политического строя. Речь идет о революции 1917 г. и политических реформах 1990-х. Трагические последствия этих переломных эпох заключаются в разрушении духовного единства общества, которое мы ощущаем и в XXI в. Эти болезненные разрывы особенно остро обнажились в нашей стране в 1990-е гг., когда все население столкнулось с иным пониманием жизни – по законам рыночной экономики. Отвергнув ценности прежнего советского бытия, из трех ценностей либеральной экономической политики – «ценность свободы», «чувство хозяина своей судьбы», «рациональное стремление к материальной выгоде» – большинство населения страны восприняло только последнюю. Отсюда индивидуализм, разобщенность и даже агрессивность современного общества.

С размыванием и девальвацией социально-позитивных ценностей, нравственных идеалов людей связан процесс криминализации российского общества. Он сопровождается широким распространением даже среди большой части законопослушных слоев населения антиобщественных взглядов, допускающих либо провоцирующих нарушения уголовно-правовых запретов. В общественном мнении культивируются ценности и нормы криминальной среды, стереотипы противоправного, в том числе преступного, поведения, якобы оправданного материальными, социальными, моральными и иными соображениями.

Отказ от собственной национальной идентичности был свойственен России в 1990-е гг., когда в российском обществе, ориентированном правящей политической элитой на вестернизацию, активно стали насаждать глобальную массовую культуру. На смену народной культуре и высокой классической культуре настойчиво и агрессивно выступила массовая культура, подчинившая многие сферы духовной жизни. Коммерциализация становится основной движущей силой массовой художественной культуры. Расхождения исторически сложившейся системы национальных социокультурных ценностей с реальной социальной практикой вестернизации привели к острым конфликтам в обществе.

Русская нация впервые в своей истории оказалась расколотой нацией. Разрушилась идентичность советского человека, который считал своей родиной всю страну – от Балтики до Средней Азии. Сейчас – другое государство, другая территория, другие границы, соответственно, и идентичность должна быть другой. Какой? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, могут дать только многовековая история и культура России, ее ценности, традиции.

Сегодня преемственность традиционной национальной культуры на основе критического отбора и творческого переосмысления рассматривают как ресурс модернизации. Известно, что экономический успех «азиатских тигров» прежде всего связан с процессом модернизации с опорой на национальные традиции. Эта мысль отчетливо прозвучала в выступлении В. В. Путина на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации: «Потеря собственного «культурного лица», национального культурного кода, морального стержня – все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором «растворена» культурная традиция, легко манипулировать. Теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям».

В российском обществе на протяжении XX в. дважды произошла переоценка системы ценностей, когда уничтожались культурные ценности, традиции свергнутого политического строя. Речь идет о революции 1917 г. и политических реформах 1990-х.

В 2014 г. были утверждены «Основы государственной культурной политики» – «базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих процессы культурного развития в Российской Федерации, а также государственных и муниципальных программ». Впервые в официальном документе декларировалось, что государство «возводит культуру в ранг национальных при­оритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России».

Основными целями государственной культурной политики являются «формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития». Демократическое государство обязано заботиться не только о создании условий для благополучной жизни его граждан, но и об их личностном развитии, так как наивысшая ценность государства – человек, духовно богатый, относящийся к жизни творчески, социально активный. В формировании подобных разносторонних личностей есть и сугубо практический смысл: именно такого рода созидатели являются локомотивом прогресса, и процветание страны зависит от них. Поэтому увеличение числа духовно развитых, творческих и социально активных людей – главнейшая задача государства.

«Целями государственной культурной политики также являются:

  • укрепление гражданской идентичности;
  • создание условий для воспитания граждан;
  • сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
  • передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
  • создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
  • обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам».

Культурная политика предусматривает «возрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи; утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи; налаживание диалога между поколениями в масштабах общества». Культурная политика призвана сформировать в обществе единую систему нравственных ценностей, единое понимание сущности отечественной истории и культуры. Именно в этом видится залог общественного единства и эффективного поступательного экономического, политического, социального развития российского государства.

Основным тезисом «Основ государственной культурной политики» является утверждение значимости традиционной системы культурных ценностей, уходящих в глубь отечественной истории, опирающихся на традиционные религиозные конфессии, такие как православие, ислам, буддизм, иудаизм. Новая, ценностно-ориентированная культурная политика направлена на «утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития».

Традиционная культура не является синонимом «архаичной», «примитивной», «первобытной». Российский вариант традиционной культуры открыт для технологических инноваций и интеграции с иными культурами. При этом в отечественной культуре сохраняется неизменным ценностное ядро национальной культуры.

Таким образом, начиная с 2014 г. наблюдается активизация государственной культурной политики, изменяются ее приоритетность, миссия, цели и принципы. В государственных документах провозглашается культурный императив социально-экономического развития, который предполагает:

  • обеспечение доступности культурных благ широким слоям населения;
  • актуализацию культурного просвещения;
  • стимулирование творческой самореализации личности.

Обеспечение доступности и качественности культурных благ населению становится одной из основных задач государственной культурной политики. Реализация ее опирается на широкую сеть государственных и муниципальных учреждений культуры (Табл. 1).

Культура – важнейший фактор развития человеческого капитала

Приведенные статистические данные представлены за 2014 г., который был объявлен Годом культуры в России. Однако фактически и в этот год сокращение учреждений культуры продолжалось в сельской местности, а никаких принципиально новых акций, повышающих уровень доступности культурных благ и услуг на селе и в небольших городских поселениях, так и не последовало. Процесс сокращения клубов и библиотек, особенно в сельской местности, наблюдается с конца 1980-х гг. Основными причинами сокращения количества учреждений культуры являются уменьшение численности сельского населения, сокращение числа мелких населенных пунктов и совершенствование системы расселения. Свою роль в снижение числа учреждений культуры внес и фактор реструктуризации бюджетных учреждений культуры.

Хорошую динамику показывает развитие сети театров и музеев. С 1990 г. число профессиональных театров по стране в целом увеличилось в 1,7 раза (с 382 в 1990 г. до 661 в 2014 г.), а число музеев – более чем в 2 раза (с 1 315 музеев в 1990 г. до 2 731 в 2014 г.). При этом число этих учреждений растет постоянными темпами без каких-либо провалов даже в кризисные годы (Табл. 1).

Однако важно отметить, что, несмотря на увеличение количества театров и музеев, их посещаемость остается достаточно низкой – менее одного посещения в год на человека (0,26 – для театров и 0,7 – для музеев). Для сравнения: в 1990 г. эти показатели составляли, соответственно 0,38 и 0,97 раза в год в расчете на одного жителя Российской Федерации. Социологические исследования показывают, что до 80% россиян вообще не посещают театрально-зрелищные представления в течение года, а примерно 70% не посещают музеев.

В России создана одна из самых мощных сетей кинотеатров: в 2015 г. – 4 388 кинотеатров с общим числом мест 1 089 100. Более мощная киносеть создана только в США – 5 827 кинотеатров. Однако число посещений кинотеатров в расчете на одного жителя в год продолжает оставаться в России одним из самых низких – 0,4. Фактически это показатель на уровне таких стран, как Румыния, Молдова, Киргизия, Иран, Марокко. В среднем по странам этот показатель находится на уровне 1,3, в странах ОЭСР – более 2.

Вопрос низкой посещаемости театров, музеев, кинотеатров является частью проблемы низкого уровня расходов россиян на услуги культуры (зрелищные мероприятия, услуги познавательно-информационного характера, услуги по развитию и реализации творческого потенциала). В общей структуре потребляемых населением платных услуг услуги культуры занимают незначительное место: в 2015 г. на них пришлось всего 1,7%, или 138,9 млн рублей в абсолютном выражении. Платные услуги в сфере культуры находятся на десятом месте в структуре потребляемых населением услуг, и их объем сопоставим с такими видами, как туристские или санаторно-оздоровительные услуги.

Общие расходы населения на услуги культуры в России в 2015 г. в расчете на одного жителя составили 949,0 рублей, или же 79 рублей в месяц. Такой уровень потребления услуг учреждений культуры не отвечает задаче гармоничного развития личности, воспитанию всесторонне развитого и образованного человека, напротив, подтверждает снижение интеллектуального и культурного уровня общества.

Таким образом, современная государственная культурная политика России отличается противоречивостью. Это выражается в частом несоответствии декларируемых целей в государственных документах и реально предпринимаемых действий.

Тем не менее необходимо помнить, что культура есть важнейший ресурс общества, который, однако, может быть утрачен за время жизни двух-трех поколений, если не обеспечивать необходимые условия для существования и развития культурного потенциала. Отложенный во времени социальный эффект культурной деятельности, отсутствие зачастую сиюминутных результатов обязывает общество относиться к этому действительно стратегическому ресурсу с особой рачительностью, оберегая накопленный культурный потенциал как одну из наивысших ценностей страны.

Список литературы

  1. В. Р. Мединский. «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» // «Известия», 17 июня 2015 года.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. 
  3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. Беккер. – М., 2003. – С. 159.
  4. Корчагин Ю. А. Доклад «Человеческий капитал – интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности».
  5. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 197.
  6. Стенограмма заседания Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации 03.02.2014 // Президент Российской Федерации.
  7. Основы государственной культурной политики.
  8. Министерство культуры РФ.
  9. Статистический сборник «Россия и страны мира», 2015.
  10. Статистический сборник «Платное обслуживание населения в России», 2015.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть