Источник фото:
Начинайте читать рано
Я начала читать по слогам в три года. В четыре читала уже неплохо. В семь стала поглощать книги с жадностью голодающего, впервые увидевшего гречневую кашу. В восемь лет уже читала быстрее всех в классе, в десять от нечего делать выучила за полчаса балладу Стивенсона «Вересковый мед», а в двенадцать проглотила все юморески и рассказы Антона Павловича – на мою электронную книгу скачаны были только они – и начала поглощать «Униженных и оскорбленных». Гением я, конечно, не выросла, но читать люблю, даже очень. В отличие от моего брата, который начал читать в шесть и сейчас, в шестнадцать, со скрипом осиливает научную фантастику. Зато другой братец – тот, которого я в полтора года начала учить буквам, – может часами сидеть с толстенной энциклопедией и читать про вулканы, планеты и грибы. А ребенку всего десять, между прочим, и три года назад он рано утром притащился ко мне в комнату с высокомерным лицом, чтобы задать вполне уместный вопрос: «Аня, а ты знаешь, что такое азимут?».
Старший из моих братьев не глупее меня и остальных членов семьи, но факт налицо: читать он не любит. Он любит некоторые книги, иногда их открывает, но именно чтение не вызывает в нем священного восторга, как это было со мной. Я упорно вижу в этом закономерность. Тем более исследования показали, что ребенок приучается любить книги в четыре-пять лет. То есть как раз в тот период, когда я уже вовсю читала, а Паша (старший) не читал совсем.
Все дело в том, что сознание ребенка с огромной скоростью поглощает новую информацию именно в этот период, и тогда проще всего привить ребенку тот или иной способ получения информации как наиболее удобный. О том, почему книги – лучший вариант, расскажу чуть позже. Итак, ребенок развивается, и если в этот период он будет смотреть исключительно туповатые (а они сейчас именно такие, я проверяла) мультики, он привыкнет к такому способу получения информации: все уже проанализировали, визуализировали, упростили и преподнесли на блюдечке разжеванным. Хуже всего то, что все эти чудесные мультфильмы не несут в себе практически никакой нагрузки. Так проще воспринимать. И ребенок привыкнет воспринимать все именно так: что показали под веселую музыку, то и сойдет. Позже перестроиться на новые способы получения информации очень трудно. Если утрировать, то тридцатилетний человек, не умеющий читать, уже и не сможет научиться читать действительно хорошо. Чем позже, тем сложнее, ведь это, по сути, сродни умению говорить: навык должен быть доведен до автоматизма, а чтобы довести его до автоматизма, нужно много практиковаться и начинать как можно раньше. И тогда, когда восприятие текста будет происходить на подсознательном уровне, этот способ получения информации будет комфортным и приятным.
Источник фото:
Зачем вообще читать
-
Грамотность.
Как человек, читающий много и с раннего детства, могу сказать, что чтение замечательно влияет на чувство языка, то есть на грамотность. А грамотность – штука необходимая, очень важная и очень хорошая. То, что называют врожденной грамотностью, на самом деле является багажом прочитанных слов, предложений, речевых оборотов. Сознание запечатлевает в себе модели фраз и предложений, слова со спорными гласными, и именно поэтому человек читающий всегда грамотнее человека нечитающего. -
Богатая фантазия.
Когда ребенок читает, он подсознательно визуализирует прочитанное, тем самым развивая воображение. Польза развитого воображения, как мне кажется, очевидна: ребенок легче находит множество нестандартных решений разного рода задач, креативно подходит к любому делу просто потому, что может, просто потому, что это происходит автоматически. -
Красивая речь.
Когда ребенок читает, когда чтение происходит параллельно с развитием речи, речевые обороты и модели фраз откладываются в сознании, а потом автоматически применяются в разговорной речи. Если поглощать исключительно матерные анекдоты, хорошим оратором не станешь, это очевидно. Зато поглощение грамотно сформулированной информации дает знания и умение использовать различные формулировки в повседневной жизни. -
Эрудиция.
Эрудиции нередко придается не слишком большое значение, однако она важна во всех сферах жизни. Больше знаешь – больше умеешь. Больше знаешь – лучше взаимодействуешь с разными людьми. И во время чтения огромное количество изречений и фактов бессознательно запоминается, огромное количество идей откладывается в голове, чтобы потом помочь прийти к новым идеям.
Приучайте к книгам как к интересному досугу
В детстве мы с братом смотрели два мультика в день: один выбирала я, второй – он. В целом на просмотр мультфильмов у нас уходило не больше 25 минут в сутки. Зато мое самое теплое воспоминание – мама, читающая мне после детского сада книгу про муми-троллей. Горячий сладкий чай, одеяло и тихий мамин голос, читающий новую главу. Мы с братом проводили время, слушая сказки, и упрашивали маму читать дальше, если она уставала. Книги изначально ассоциировались с досугом, не с учебой, не с трудом, а с отдыхом, уютом и удовольствием.
Именно поэтому к чтению нельзя принуждать: я не читала ничего нового года полтора, когда на меня непрерывно давили и заставляли читать, читать, читать. Давление вызывает лишь омерзение, поэтому заставлять – не метод. Единственный способ – вызывать приятные ассоциации, помочь ребенку эстетизировать чтение – эстетика момента очень важна, особенно для современной молодежи.
Изолировать ребенка от интернета и телевидения, наказывать за просмотр мультиков и вместо этого заставлять читать, кричать о том, что без чтения ребенок вырастет тупым, – худшие варианты, однако я нередко наблюдаю подобное. Наказание и
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Мне мама тоже всегда читала сказки перед сном, это было нашей традицией. И я ее продолжаю, мой сын в восторге, просит всегда почитать и следит за тем чтобы я не останавливалась и не отвлекалась))