Источник фото: Ron Lach: Pexels
Банк лопнул
Мы стали очевидно беднее. Все знают причины, но как выпутываться из последствий? Как объяснить ребёнку, что на многое из того, к чему он привык – на путешествия в Европу, на дорогие игрушки и развлечения, – просто нет денег, потому что подорожало буквально всё и приходится экономить? Конечно, мы не голодаем, и уж тарелку каши с молоком и кабачковые оладьи ребёнок получит непременно, но вот с сорок пятым игровым гаджетом и новым гироскутером ничего не выйдет – по крайней мере, в обозримом будущем.
Придётся это объяснить ребёнку. Не просто гаркнуть «Денег нет, ничего не куплю!» и не начать стыдливо лопотать о временных трудностях, ужасно боясь упасть в глазах отпрыска из всемогущего в какое-то нищебродство. Бояться тут нечего, более того, только нормальный и многократный разговор с ребёнком может решить проблему – конечно, не денег, но отношения к ним, и ваш авторитет от этого не умалится, наоборот, вам будут больше доверять.
Ребёнок знает, что на покупки нужны деньги. Но откуда деньги берутся, обычно он имеет довольно смутное представление. Примерно как у детей семейства Бэнксов из книги о Мэри Поппинс: «Мистер Бэнкс (...) сидел с утра до вечера в большом кресле за большим столом и работал, или, как говорят у нас в Англии, делал деньги. И дети твёрдо знали, что папа весь день без передышки трудится, вырезая шиллинги и пенсы и штампуя монетки в полкроны и трёхпенсовики. А по вечерам он приносил их домой в своём чёрном портфельчике. Иногда он давал монетку-другую Джейн и Майклу (в копилку), а уж если он не мог, то говорил: "Банк лопнул", и ребята понимали, что ничего не попишешь – значит, папа сегодня сделал слишком мало денег».
Боязнь нищеты – опасное программирование
По опросам, большинство родителей (77%) не ведут записи семейного бюджета и не привлекают к его планированию детей, поэтому дети не знают, откуда берутся деньги и куда они деваются. Но если они с самого раннего детства постоянно слышат разговоры старших о том, что денег нет, с деньгами плохо, не купить ничего, может сформироваться искажённое представление о деньгах как о самом важном на свете, что заполняет жизнь полностью, вытесняя другие ценности. И старайтесь истерики типа «всё пропало, мы нищие» при детях не устраивать – ведь помочь они вам ничем не могут, а вот психовать за компанию начнут обязательно.
Возможно, боязнь остаться без денег станет фобией вашего ребёнка, он будет чувствовать себя в постоянной опасности, а это, в свою очередь, очень мешает развиваться как личности: человек, который мыслит как напуганный бедняк, не может начать нормально работать и зарабатывать. Поэтому ребёнку надо внушать, что всё наладится, пройдут тяжёлые времена. И тут кстати обговорить семейный бюджет, объяснить, кто сколько получает и на что эти деньги тратятся, чтобы ребёнок имел представление, куда расходуются финансы. Тогда он убедится, что его потребности тоже учтены.
Но дети хотят всё и сразу, и с возрастом аппетиты только растут. Если малыша можно ублажить мороженым или куклой, то школьнику уже захочется модную одежду, гаджеты, велосипед и каникулы за границей. Поэтому нужно научиться правильно говорить с ребёнком о деньгах, в том числе спокойно и взвешенно отказывать ему в некоторых случаях. Конечно, с трёхлеткой вести умный разговор о финансах нет смысла, впрочем, он и забывает о своих «хотелках» довольно быстро. А вот старший дошкольник может понять уже многое, если это сказано доходчиво, в том числе и о том, что цены на всё выросли.
Источник фото: prostooleh - ru.freepik.com
Деньги – исчерпаемый ресурс
Семейные психологи предлагают 7 правил разговора с ребёнком о деньгах.
-
Всегда нужно объяснять, почему вы не покупаете малышу приглянувшуюся игрушку. Не должно быть скупого «нет» сквозь зубы. Наоборот, перечислите всё, что вам нужно купить для семейного обеда (мясо, картошку и прочее), сравните стоимость этого обеда и игрушки и добавьте, что, если не купить продукты, вся семья, включая ребёнка, будет голодной.
-
Объяснение наподобие «тебе уже купили самокат, поэтому машинку покупать не будем» для ребёнка слишком абстрактно, он не видит связи между приобретением одного и другого.
-
Ребёнок также не увидит связи между отсутствием у вас какой-нибудь вещи, о которой вы мечтаете, и его желанием получить игрушку или гаджет. Поэтому бесполезно как минимум, а то и вредно нервно заявлять: «У меня кожаного пальто нет, а ты тут со своим самокатом».
-
Точно так же не стоит нервно реагировать на бесхитростные претензии малыша по поводу того, что у соседского ребёнка игрушек и гаджетов намного больше, чем у него. Нужно объяснить, что в разных семьях – разный уровень дохода, который нередко зависит от того, какую профессию выбрали родители ребёнка. И тут уместно объяснить, что человек с хорошим образованием может добиться в жизни большего, в том числе и материальных благ, нежели тот, кому было лень учиться. Получается такая ненавязчивая мотивация к учёбе. При этом мать может использовать такую аргументацию: «Я работаю меньше и получаю меньше, чем мама Светы, но у меня больше времени на тебя, дочка, а Света сидит с няней. Как тебе больше нравится: иметь меньше денег на игрушки, но быть со мной чаще, или получать новые игрушки всё время, но не видеть меня целыми днями?» Ну а если подросток хочет работать, чтобы иметь свои небольшие деньги, то к этому нужно отнестись с большим вниманием и уважением.
-
Ребёнку придётся понять, что деньги – исчерпаемый ограниченный ресурс, они кончаются и нужно ждать, когда будет новое поступление. Можно сравнить с садовой земляникой на грядке: вот её много, вот её съели и нужно ждать, когда созреет новая. Нужно рассказать, откуда берутся деньги в семье: что такое зарплата, что такое пенсия.
-
Поговорите о первоочередных необходимых тратах: еда, коммунальные платежи, поездки в транспорте, средства на лекарства. Всё остальное считается менее важным, и на это тратятся деньги только в том случае, если они остались от этих первоочередных трат, причём это касается запросов не только детей, но и взрослых: игрушка для ребёнка в этом случае равноправна с удочками для папы и косметикой для мамы.
-
Карманные деньги можно начинать выдавать уже первокласснику, но обязательно нужно оговорить, на какой срок эта сумма и когда будет следующая выдача. Причём годам к девяти ребёнок уже способен экономить такие деньги: скажем, не покупает лакомства, а копит на что-то более серьёзное. Не нужно смеяться над такими «копеечными» заначками, для ребёнка это важно, и нужно уважать его выбор, главное, чтобы у него не начала развиваться жадность.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Жизнь циклична, поэтому надо готовить ребенка ко всему
Очень сложная тема
Денег нет , но вы держитесь! (С)
Так теперь не только детям объясняют
Про боязнь нищеты - очень верно. Не стоит трясти этим перед ребёнком
Правильно написано , нельзя реагировать нервно: кричать, раздражаться