Источник фото: freepik.com
По мере взросления ребенка родитель вынужден сталкиваться со множеством других взрослых людей, которые также играют важную роль в жизни малыша. И каждому из них родитель должен довериться, где-то проконтролировать, а где-то отпустить ситуацию и дать работать профессионалу. Не всем под силу этот баланс соблюсти, поэтому могут возникать проблемы в отношениях. Мы поговорили с женским и детским психологом Татьяной Пристиной о том, как сделать коммуникацию между родителем и педагогом эффективной и что делать в случае, если конфликт уже произошел.
Конфликт с педагогом – повод уйти?
Прежде всего разберемся, что такое конфликт.
-
желание одержать победу в споре;
-
защитить или продвинуть свою идею;
-
высказать мнение;
-
показать или доказать принцип;
-
оправдать поступок или личность.
Психологи и конфликтологи делят конфликты на несколько видов: конфликты выбора, конфликты приоритетов, фактические конфликты. И конфликт между родителем и педагогом – это конфликт выбора. То есть такой конфликт, когда обе стороны не могут прийти к единому решению проблемы относительно каких-то действий (например, разногласия относительно методов воспитания детей).
Например, вам кажется, что педагог слишком придирчив к вашему ребенку. Расскажите о том, что умеет ваш малыш, а что ему еще дается с трудом. Или ваш ребенок стеснителен и ему сложно проявляться на публику. Чем больше вы расскажете об особенностях своего ребенка, тем педагогу легче будет найти подход к вашему ребенку.
Если конфликт уже возник – разберитесь, что конкретно вызывает ваше недовольство, насколько обоснованы ваши претензии. Например, ребенок запачкал футболку или надел не свои чешки – это больше рабочие моменты. Попросите ребенка быть аккуратнее и напомните, как выглядит и где находится его танцевальная обувь. Если вы считаете, что с ребенком мало занимаются, то стоит уточнить регламент занятий по возрасту: время проведения, уровень сложности, частота проведения.
Важно также понимать, что вас больше всего раздражает. Педагог часто вам жалуется на вашего ребенка, вы считаете его некомпетентным? Жалобы педагога могут быть обоснованными, например, когда ваш ребенок дерется и донимает остальных. Если вам показалось, что педагог применяет меры морального или физического насилия, то тогда стоит обратиться к заведующей детского учреждения.
В разговоре важно:
-
употреблять «Я-сообщения»: «Правильно ли я вас понял(а)?», «Если я вас верно понимаю, вы хотите сказать, что...»;
-
быть открытым, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия;
-
постараться понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место;
-
не оскорблять и не унижать оппонента;
-
аргументированно и спокойно высказывать свою точку зрения;
-
исходить в первую очередь из интересов ребенка и искать компромиссное решение.
Педагог вызвал на разговор. Что делать?
Автор книги «Родитель и учитель» Марьяна Безруких советует сначала поговорить с самим ребенком, чтобы услышать его видение проблемы. Специальные исследования показывают, что дети чаще всего оправдываются или рассказывают о своей жизни, но редко высказывают свое мнение. При этом дети любого возраста по-своему (и это особенно ценно) анализируют и оценивают ситуацию, поведение взрослых и свои проблемы. Поэтому посмотрите на ситуацию со стороны ребенка. Как все выглядит?
Важно быть «за» ребенка. В начале своего пути в детском саду, в секции или школе он должен быть уверен в том, что родители «на его стороне». Разумеется, это не означает, что ребенок во всем и всегда прав. Но это означает, что родители спокойно обсудят ситуацию и ни в коем случае не будут использовать жесткие варианты физического и психологического наказания. Даже самый тяжелый разговор с педагогом не повод применять тяжелые меры. Это может сказаться на ваших дальнейших взаимоотношениях с ребенком.
Марьяна Безруких также советует перед встречей с педагогом попробовать ответить на несколько вопросов. Возьмите лист бумаги, ручку и приступайте:
-
Что в поведении, действиях, поступках вашего ребенка вас волнует?
-
Что выводит из себя, вызывает гнев?
-
Что радует, создает хорошее настроение?
-
Что вы не понимаете, в чем не можете разобраться?
-
С какой проблемой не справляетесь?
-
Каких ситуаций стараетесь избежать?
-
С кем из членов семьи может общаться ваш ребенок? С чьим мнением считается? Чем он больше всего любит заниматься? Что его радует?
-
Обсуждаете ли с ребенком его проблемы? Готов ли он обсуждать эти проблемы с вами?
-
Какие проблемы вы хотели бы обсудить с педагогом?
Тем не менее существует ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться:
-
Успокойтесь. Глубоко подышите, сосчитайте от 10 до 1 и выясните причину и тему разговора, на который вас вызывают. Так вы сможете заранее обдумать примерный ход разговора.
-
Даже если вы очень расстроены, начните разговор с приветствия.
-
Не начинайте общение с нападения, обойдитесь без обвинений и резкостей, выслушайте сначала педагога.
-
Начните с того, что ребенку нравится в детском саду/секции, потом перейдите к обсуждению возникших проблем.
-
Разговор стоит проводить с глазу на глаз, то есть без других людей. Сотрудники, другие родители, дети не должны стать свидетелями вашей беседы.
-
Отвечайте на вопросы педагога и не стесняйтесь сами выяснять непонятные моменты. Приведите необходимые доводы и предложите варианты разрешения проблемы. Например: «Я надеюсь, что мы с вами сможем поговорить о том, как… и прийти к обоюдному решению».
-
Убедитесь, что вы нашли выход, решение проблемы, которое откликается обоим и будет полезно для ребенка.
Ребенок жалуется на педагога. Как поступить?
Если ваш ребенок начал жаловаться на педагога, то позвольте ему рассказать о причинах недовольства. Выслушайте ребенка внимательно, не перебивая. Дайте ему понять, что он сам и его чувства для вас очень важны, что вы на его стороне и любите независимо от того, как он поступает. Но при этом объясните ребенку, что за проступки ему придется отвечать. То есть это не ребенок плохой, а он поступил плохо. Дети дошкольного возраста не столько врут, сколько еще фантазируют. Здесь важно увидеть эту грань между фантазией и ложью.
Исследование детской лжи доктора Лора Бримбала из Техасского государственного университета показывает, что с раннего детства человек испытывает сложности в отношениях с правдой. Взрослые говорят, что лгать плохо, но когда ребенок говорит радикально честно, то родители могут быть смущены или даже расстроены. Например, ваша дочь может открыто сказать, что ей не нравится приготовленная вами еда или ваша прическа, и вряд ли вы спокойно примете этот факт. Получается, что ребенок должен самостоятельно ориентироваться, чтобы соответствовать ожиданиям других. Но не расстраивайтесь, ведь умение лгать – нормальная часть социального развития детей.
Как узнать, что ребенок вам врет? Существует ряд признаков детской лжи:
- У ребенка меняется выражение лица, появляются неосознанные движения – например, он водит рукой по стенке, прячет руки за спину, отводит взгляд в сторону.
- У ребенка изменяется темп речи, снижается тон, он запинается в разговоре.
- Ребенок вас заговаривает, пытается сменить тему разговора.
- Ребенок медлит с ответом.
Источник фото: freepik.com
В такой ситуации:
-
Не прерывайте разговор! Выслушайте ребенка. Иначе он может замкнуться в себе, перестать делиться с вами многим, считая, что его все равно не поймут.
-
Не нужно говорить о педагоге, не выбирая выражений, обзывать. Так вы только подорвете его авторитет в глазах ребенка.
Что же стоит делать:
-
Реагировать на ложь спокойно, без избытка эмоций и без физических наказаний.
-
Постарайтесь понять, почему ребенок лжет. Вместе поищите другой выход из ситуации (у любой лжи есть причина: не хватает внимания, страх наказания, чрезмерная строгость, фантазирование, ограничения в проявлении эмоций, комплекс неполноценности).
-
Хвалите ребенка, когда он говорит правду. Особенно когда это ему дается с трудом – например, он что-то разбил и боится наказания.
-
Не обвиняйте ребенка сразу в чем-то, если его вина не установлена.
-
Говорите правду сами. Дети учатся врать у взрослых.
Ребенок получил травму. Как себя вести?
Царапины, ушибы, ссадины и переломы могут произойти как в детском учреждении, так и тогда, когда ребенок находится рядом с родителями дома или на улице. Это рабочие моменты во взрослении активных детей.
Практически любой малыш не растет без ссадин, шишек и синяков. Растущий ребенок очень подвижен, он активно изучает окружающий мир, ему все интересно. Поэтому он лазает везде, где только можно. И, конечно, падения, столкновения, удары в его жизни неизбежны. И если на ссадины еще можно закрыть глаза, то что делать, если травма серьезная?
В должностных инструкциях педагогов прописано, что они отвечают за жизнь и здоровье детей:
-
Стоит тщательно, желательно без сильных эмоций, разобраться, что конкретно произошло, кто виноват.
-
Если виноват педагог, то обратиться к администрации и уже на этом уровне решать вопрос.
-
Иногда дети травмируются случайно, это может произойти даже у самого внимательного педагога. Если вас сразу известили о случившемся, ребенку оказали первую помощь, то педагог выполнил свои должностные обязанности.
Звонки и сообщения педагогу. Нужно ли?
Изначально определите для себя, что вам дает связь с педагогом как родителю, что вы хотите получить через эту коммуникацию?
Сейчас активно создаются различные чаты, в которых решаются организационные моменты, выкладываются задания, сообщается об успехах детей или об их отсутствии на занятиях. Можно ли звонить в нерабочее время? Вы можете это сами спросить, потому что для каждого преподавателя это индивидуальный момент. Кто-то с охотой держит связь с родителями даже ночью и в выходные, а кто-то хотел бы оставить место для личного отдыха.