Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Главное не требования, а условия

Автор
Наталья Шадрина
Наталья Шадрина
заместитель директора института проблем образования «Эврика»
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
15 февраля 17 в 00:00
Главное не требования, а условия

Источник фото: shutterstock.com

С 1 января 2014 года в России внедрена новая система оценки дошкольного образования. Одна из важнейших задач нового стандарта – поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала. По замыслу разработчиков проекта, образовательные программы должны формироваться с учетом различных уровней сложности, которые будут зависеть от способностей ребенка и его образовательных потребностей. Если он любит, например, рисовать, воспитатели должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности, правда, только посоветовавшись с родителями.

Основной акцент сделан на развитии способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту: к играм, рисованию, конструированию. Социализация ребенка – как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью – в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Основная образовательная программа предполагает обязательную часть и часть, которая будет формироваться участниками образовательных отношений. Обязательной частью считается программа поддержки социализации и индивидуализации детей.

Сюда входит объяснение основ поведения в быту, в природе, в обществе, формирование правил поведения на уровне «что такое хорошо и что такое плохо», восприятие окружающего мира. Вторая часть будет включать программы развития в одной или нескольких областях. Например, если в детском саду будет в игровой форме проходить обучение английскому языку, то специально подготовленные педагоги или организации будут участвовать в подготовке методики обучения.

Об особенностях нового стандарта дошкольного образования и о том, полностью ли удалось его внедрить, proaist.ru попросил рассказать заместителя директора Института проблем образования «Эврика» Наталью Шадрину.

– В чем особенность системы оценки дошкольного образования, которую приняли в России?

– В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов, а они вступили в силу в 2014 году, возник вопрос, как оценивать качество реализации образовательной программы. Ранее во всех образовательных программах было прописано, что ребенок должен знать и уметь. К окончанию учебного года, так же как и в школе, проводилась диагностика детей. Сейчас «центр тяжести» смещен от требования к результату на требования к условиям. Все понимают, что дети разные и индивидуальный прогресс у каждого ребенка разный. В этом смысле (тем более для ребенка дошкольного возраста) развитие зависит от того, при каких условиях он развивался, как взаимодействовал с ним педагог, какая была предметно-пространственная среда. И в этом смысле и заключается качество реализации дошкольной программы.

– Насколько эта система заработала в российских детских садах? Есть уже эффект?

– На сегодня мы можем констатировать факт, что, несмотря на введение официальных государственных качественных стандартов дошкольного образования, детские сады в России очень тяжело идут по этому пути. Для них это абсолютно новое явление. И перестроить свои подходы, свою позицию дается непросто. Сейчас эксперты в системе образования ищут разные механизмы, как именно оценивать, как надеть те очки, которые действительно бы показывали педагогам, правильно ли реализуется образовательная программа, существуют ли качественные условия для развития ребенка, насколько учитывается его возрастная особенность.

Мы обратились к системе оценки качества под названием «шкалы ECERS-R». Вообще, сама эта система оценки качества, эти шкалы были изобретены в США. Группа американских ученых, посмотрев на результаты, которые дети давали уже в школе, поняла, что у них в стране большие проблемы с дошкольным образованием. В итоге был изобретен инструментарий, позволяющий оценивать качество дошкольного образования, насколько созданы условия для развития ребенка. Сама эта система сейчас используется в большинстве развитых стран мира: в Скандинавских странах, Великобритании, Германии, Сингапуре, Греции, на Кипре. Мы тоже обратились к этому инструменту. Мы его опробовали в нескольких детских садах в Москве, а сейчас это уже распространено по всей стране. Для нас стало понятно, что это тот универсальный инструмент, который работает и показывает, насколько сегодня качественно реализуется дошкольное образование.

– Как именно оценивается дошкольное образование, по каким критериям?

– В шкале существует 7 основных показателей, которые касаются условий для детей в детских садах. Это соответствует российскому Федеральному государственному стандарту. Например, если говорить про эту шкалу – она рассматривает условия. Допустим, пространство и обстановка: есть ли у детей достаточно места для игр, как оформлены детские выставки и так далее. В шкале достаточно большое количество показателей по безопасности – про мебель, про санитарно-гигиенические требования и так далее.

Сегодня мы уже апробировали эту шкалу, и уже можно говорить о некоторых результатах в целом в России. В принципе, результаты невысокие. Средний балл по стране не превышает 3,2, а максимальная оценка – это 7 баллов. Есть «западающие» моменты, а есть те, которые выстроены хорошо. Если говорить о безопасности и санитарно-гигиенических условиях, то в целом показатель достаточно высокий: есть санузлы, есть соответствующее оборудование.

Однако есть и провальные моменты, причем и в Москве, и в регионах. Речь идет о том, насколько воспитатель работает над развитием мышления у ребенка, часто ли задает вопросы, которые требуют рассуждений на уровне, соответствующем возрасту малыша. Оказалось, что это самый сложный момент, который провисает. Средняя оценка от единицы до 2,3 балла. В целом много чего требует перестроений по этой шкале. Допустим, есть такой показатель, как выставка для детей. Казалось бы, чего проще. Но когда начинаешь читать все индикаторы в шкале, то получается, что не все те выставки, которые есть вокруг, под них подходят. Выставка обязательно должна быть на уровне глаз детей. Обязательно должны быть выставлены детские работы. Вообще, помещение внутри детского сада должно быть оформлено детскими работами. И работы выставляются не для родителей, а для того, чтобы сам ребенок мог к ним обратиться, рассказать, как он их сделал и так далее.

Также появилось такое понятие, как детская документация. Если ребенок начинает в детском саду заниматься какими-то исследованиями, а следы его деятельности свидетельствуют об этом, он должен иметь возможность обратиться к ним, продолжить свое исследование. Должны быть минимум три набора кубиков, должно быть пространство для игры. Кубики – это особая вещь, они должны быть в каждой группе. Но на деле оказывается, что не везде они есть. То есть когда мы начинаем более детально рассматривать работу детских садов, то выходит, что не все хорошо.

– Может ли система оценки исправить недостатки в отдельно взятом детском саду, или это, скорее, памятка и руководство к действиям?

– Очень важно, чтобы этот инструмент не оценивали как выявление чего-то нехватающего. Такая задача, конечно, существует, но я бы сделала больший акцент на взаимодействии ребенка и педагога. Эта шкала запрещает насилие над ребенком. К примеру: как обустроен процесс питания, заставляют ли ребенка есть или он сам выбирает, самостоятельно определяется. Как его укладывают спать, как с ним разговаривают. То есть многие вещи, которые даже какого-то специального оборудования не требуют. Но это самые проблемные моменты. Можно говорить о дефиците человеческого ресурса, насколько мы с вами правильно выстраиваем отношения с ребенком, насколько мы ему доверяем.

– Какие шаги будут предприняты далее?

– Везде по-разному, все зависит от региона. Я бы этот инструмент оценивала как независимую внешнюю оценку качества. Если смотреть на опыт других стран, то, к примеру, в Германии и Сингапуре выставляется оценка качества. По ней можно судить, насколько качественное образование предлагают в том или ином детском саду. Инструмент есть, понятно, что с ним нужно работать, а какие управленческие шаги будут предприняты – сказать сегодня сложно. Но нужно четко понимать, что новые стандарты внедряются в нашей стране с большим трудом. И система дошкольного образования не исключение. Во многом это связано с нежеланием людей переобучаться, неприятием западных или иных стандартов, а также отсутствием контроля со стороны вышестоящих инстанций. Приняли «новую бумажку» – и ладно. А как там все работает, выполняются ли предписания – никому до этого дела нет. Поэтому сам стандарт специалисты поддерживают, и его введение – огромный шаг вперед, однако работы предстоит выполнить очень и очень много.

– Наталья Максимовна, спасибо за интервью!


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть