Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Почему сегодня молодёжь плохо знает советскую историю и, более того, не хочет её знать? Кто в этом виноват – мы, наши дети, сама история? Ну и конечно, ещё один вопрос: что в этой ситуации делать?
Кто с кем воевал
Звонит любимая племянница:
– Мы с подружкой не успели прочитать «Тихий Дон» Шолохова.
И это ученицы школы с филологическим уклоном! Одиннадцатый класс, до выпускного экзамена считанные дни! Как же теперь быть?!
– Да ты не волнуйся, мы посмотрели фильм на видео. Он старый, но нам очень понравилось. Мы только не поняли: скажи, с кем казахи воевали – с фашистами, что ли?
Это было в мае 2004 года. Но тот телефонный звонок про казахов «Тихого Дона», воевавших с фашистами, я потом вспоминал не раз, не два и не десять, сталкиваясь с нынешней молодёжью, которая всякий раз ставила меня в тупик своим незнанием элементарных, на мой взгляд, фактов отечественной истории советского периода. И даже не столько незнанием, сколько полным равнодушием к собственному невежеству.
Почему нынешним детям из культурных семей, окончившим престижные учебные заведения, совершенно неинтересно, как в молодости жили их родители, бабушки и дедушки? Вот ведь нам-то было интересно! Я же помню, что когда к моим бабушке и дедушке приходили гости и они вспоминали свой комсомол двадцатых годов, самодеятельный театр «Синяя блуза», НЭП, карточки начала тридцатых, войну, я не убегал во двор, а сидел и слушал. Может, я был какой-то особенный? Да нет, я спрашивал у друзей, и они подтверждали, что в нежном возрасте тоже с интересом слушали рассказы своих стариков, особенно про войну.
Так что же случилось? Неужто нынешние дети – из другого теста? Или, может, мы плохо им рассказываем?..
Я долго думал об этом и вдруг вспомнил: где-то я читал или слышал, как те самые комсомольцы двадцатых годов, поколение моих бабушек и дедушек, знать ничего не хотели про царских генералов, фрейлин, попов, приказчиков, купцов разных гильдий и прочую «дореволюционную дребедень». Почему? Да потому что это было в другом государстве, которое не имело ничего общего с их страной революционной романтики. Точно так же, как для нынешней молодёжи пионерия, комсомол, политзанятия, торжественные линейки, фиги в карманах, которые мы показывали Брежневу, и прочая никому уже не нужная архаика не имеют ничего общего с современной Россией.
Вполне вероятно, кто-то найдёт другое объяснение этому феномену и, возможно, даже не одно. Но мне кажется, важнее другое: как всё же пробудить в наших детях и внуках интерес к новейшей истории своего Отечества?
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Когда прошлое пришло
– А зачем сегодняшним молодым надо знать советскую историю? – спросил меня мой коллега-журналист, с которым мы обсуждали эту тему. – Этого государства уже нет и не будет. И советского опыта, который мог бы пригодиться нынешней молодёжи, тоже не было.
Такой поворот проблемы показался мне настолько неожиданным, что я сперва согласился. И вправду, зачем знать то, что знать не имеет смысла? Тем более мы живём в таком бескрайнем информационном потоке, где и без того полно знаний, которые к тому же имеют практическую пользу, а мы даже с ними не успеваем как следует познакомиться.
Однако если бы человек всегда исповедовал такую прагматичность – «это полезно, а это неполезно», – хомо никогда не стали бы сапиенс, а до сих пор обитали на деревьях и ходили в шкурах: так безопасно и тепло. Есть ещё и другое знание: для того, чтобы не повторять ошибок предыдущих поколений. А кроме того, простое любопытство, которое испокон веков служило одним из двигателей прогресса.
И тут я вспомнил ещё одну удивительную вещь. Когда я стал чуть постарше, а моим бабушке с дедушкой перевалило за пятьдесят, в СССР практически одновременно были выпущены три книги воспоминаний – певца Фёдора Шаляпина «Маска и душа», издателя Ивана Сытина «Жизнь для книги» и царского генерала, графа Алексея Игнатьева «Пятьдесят лет в строю». А ещё в самиздате получили широкое хождение дневники Анны Вырубовой, фрейлины последней императрицы. И вот мои старики, а также их друзья, читали всё это запоем, передавали друг другу и горячо обсуждали.
Что нам делать, если мы хотим, чтобы детям и внукам наши детство, отрочество и юность не казались белым пятном, а общее восприятие прошлой и нынешней действительности предстало для них объёмно и в красках?
Оказывается, им стала очень интересна та самая «дореволюционная дребедень» — князья с графьями, царские генералы, фрейлины, попы, приказчики и купцы разных гильдий… Почему вдруг? Возраст подошёл. Другого объяснения не знаю. Да сейчас оно и не суть важно. Сейчас важно другое: что нам-то делать, если мы хотим, чтобы детям и внукам наши детство, отрочество и юность не казались белым пятном, а общее восприятие прошлой и нынешней действительности предстало для них объёмно и в красках? Неужели ждать, когда нынешним молодым стукнет пятьдесят?
Как вырастить дерево из чахлого кустика
– Да, это наша история, но она нам чужая! – сказал мне один старшеклассник из очень престижной петербургской школы.
И он был прав. Это значило, что дело не в плохих или хороших учебниках и учителях, дело в родителях и бабушках с дедушками. Только близкие могут сделать для детей и внуков историю Отечества по-настоящему интересной, своей. И для этого надо начать с истории семьи.
…Вспоминать всегда непросто. А откровенные воспоминания – вещь к тому же тяжёлая и даже опасная для здоровья. Это как прыгать в тёмное озеро, не ведая, насколько оно глубоко и где там омуты. Я знаю, о чём говорю, потому что сам вспоминал, да к тому же записывал воспоминания своей мамы, обеих бабушек, старенькой тёти, а ещё людей, детство которых выпало на Великую Отечественную, когда писал книгу «Голоса. Воспоминания о погибшем детстве». Там было всё: и обретённые любови, и потерянные родные, и такое острое переживание далёких событий, словно они произошли вчера, и слёзы, слёзы…
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Но все мы знали, во имя чего – во имя наших детей. В одних случаях наших – по родству, в других – по Отечеству.
Чтобы эти дети понимали, почему старенькая бабушка, которая учит тебя держать прямо спину, правильно управляться с ножом и вилкой и не размазывать остатки еды по тарелке, после обеда быстренько, пока никто не заметил, смахивает крошки со стола себе в ладонь и отправляет их в рот: «Это, внучка, у меня с войны. Теперь уж умрёт только вместе со мной».
Чтобы знали, с чего вдруг после дедушки, которому в сорок первом было всего девять лет, осталась медаль «За оборону Ленинграда»: «А это за то, что они с мальчишками дежурили на крыше нашего шестиэтажного дома – зажигалки тушили. Он сам рассказывал: берёшь огромными щипцами эту горящую бомбу и в бочку с водой. Мама его? А что мама? Боялась, конечно».
Чтобы задумались о том, почему в конце 1940-х – первой половине 1950-х старшие братья и сёстры, в отличие от младших, очень часто не шли в вузы и на всю жизнь оставались кондукторами в трамвае, уборщицами, продавцами в магазине: «Если родители в войну погибли, приходилось старшим тянуть на себе младших сестричек да братишек. Пусть хоть те выйдут в учителя, врачи, кандидаты наук»…
Однако большинство современных семей живёт сегодняшним днём. Их генеалогические деревья – чахлые кустики. В этих семьях старших ни капельки не интересует, кто были их предки, о чём они думали, мечтали и чего добились... Все старые реликвии – письма, фотографии, газетная вырезка с портретом деда – передовика производства, бабкин патефон, дядина пишущая машинка, тётина грамота за успехи в социалистическом соревновании – всё-всё давным-давно выкинуто бестрепетной рукой на помойку. Говорят: «Да кому это надо? Такую рухлядь даже в скупку не берут».
Детям очень важно видеть, что они не с Луны свалились, что у них были предки. Пусть не графы и князья, не академики и народные артисты, но люди порядочные, честные и очень хотевшие, чтобы их детишки были счастливее, чем они.
В скупке это, может, и вправду ни к чему, а вот вашим детям нужно позарез. Им очень важно видеть, что они не с Луны свалились, что у них были предки. Пусть не графы и князья, не академики и народные артисты, но люди порядочные, честные и очень хотевшие, чтобы их детишки были счастливее, чем они. В этих забытых судьбах, в этих сутулых спинах, некрасивых от тяжёлой работы руках прошлое наших детей, их история.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Согласна с автором статьи! Может потому, что я из того же поколения, что и он, родом из СССР. Да, перестройка создала новое государство и разделила наши поколения! Мы остались за чертой, с нашими фото и воспоминаниями! А наши дети пошли вперед, строя новое государство, создавая новую историю. И теперь не хотят даже слушать наши воспоминания! Что уж говорить о внуках...
Нас не хотят слушать наши дети. Но ведь есть уже и наши внуки, которые любят нас и слушают! Так что, пока мы живы, есть шанс сохранить истории наших жизней, историю рожденных в СССР!