Виды дисграфии у младших школьников
Акустическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Аграмматическая дисграфия
Оптическая форма дисграфии
Моторная дисграфия
Регуляторная дисграфия
Смешанная дисграфия
Как предупредить развитие дисграфии у младших школьников?
Дисграфия у младших школьников – это нарушение определенных высших психических функций, свойственных человеку (их недостаточная сформированность или, напротив, распад), основными проявлениями которых являются устойчивые нарушения письма. Это выражается в частых, повторяющихся ошибках в процессе написания букв, слов и предложений, «избавиться» от которых, без проведения специализированных обучающих мероприятий (упражнений), невозможно.
Существует ли эффективное лечение дисграфии? Так ли страшен подобный диагноз? Можно ли с помощью профилактики уберечь ребенка от дисграфии?
Что такое дисграфия и как она проявляется?
Основной особенностью дисграфии можно считать ее, казалось бы, достаточно позднюю диагностику. Диагноз «дисграфия», в подавляющем большинстве, окончательно подтверждают по достижению ребенком младшего школьного возраста. Дело в том, что «письменное косноязычие», как называют дисграфию специалисты, может быть диагностировано только после освоения ребенком азов письма.
Согласно данным официальной статистки, в 70-е годы прошлого века среди младших школьников выявлялось около 11% учеников с дисграфией различной степени, в наши дни – от 20% (в общеобразовательных школах) до 30% (в гимназиях). Если еще 15-20 лет назад, среди учащихся старшей школы крайне редко встречались дети с дисграфией, то сегодня возраст таких детей изменился, ученики с дисграфией встречаются в 8, 9 и даже 11 классах.
Порой, родители, до поступления в школу, были абсолютно уверены в том, что у них растет смышленый, любознательный, хорошо развивающийся малыш, более того, это с готовностью подтверждали все детские специалисты, в том числе и детский психолог. Но после непродолжительного периода учебы, родители и педагоги начинают замечать некоторые странности, а именно наличие в письменной речи школьника однотипных, многократно повторяющихся ошибок:
-
смещение букв внутри слога;
-
замена одних букв другими (иногда сходными по звучанию);
-
«обрезание» окончаний слов;
-
не соблюдение слоговой структуры слова (пропуски целых слогов, перестановка их местами или добавление лишних букв);
-
сложности с формированием почерка – «пляска букв», их разный размер при написании, иногда, отдельные буквы могут «вываливаться» под строчку;
-
медлительность при письме.
Подобные ошибки появляются на фоне абсолютного знания правил орфографии и написания слов, ребенок быстро и легко декларирует правило написания тех или иных слов, но написать сами слова, без допущения ошибок, самостоятельно не в состоянии.
Причиной нарушений при дисграфии является сбой в привычной для нас цепочке: правильно услышал (воспринял звучание каждого отдельного звука, их последовательность), представил, как это должно быть записано (перевел услышанные звуки в зрительный образ букв), записал (передал на письме образ услышанных букв и звуков).
Такое развитие ситуации – это повод задуматься, более внимательно понаблюдать за ребенком (ни в коем случае нельзя ругать или наказывать ребенка, а также заставлять его многократно переписывать текст, где были допущены ошибки – это не даст никаких положительных результатов). Если подобная проблема повторяется – возможно, речь идет об одном из видов дисграфии у младших школьников, а значит необходимо обратиться к специалистам.
Виды дисграфии у младших школьников
Специалисты в области педагогики, психологии и логопедии выделяют пять форм дисграфии у младших школьников. Такую классификацию видов дисграфии определяет характер допускаемых ошибок.
Источник фото:
Акустическая дисграфия
Акустическая форма дисграфии связана с проблемами недостаточности акустического (слухового) распознавания звуков, при полном сохранении звукопроизношения.
Основные проявления акустической (или фонетической) формы:
-
замена букв из парных глухих/звонких согласных (б/п, в/ф и т.д.);
-
подмена букв из ряда шипящие/свистящие (с/ш, з/ж, мягкое с/щ);
-
замена так называемых заднеязычных букв – г/к/х;
-
путаница с гласными звуками а/я, о/ё, у/ю, и/ы.
Основной причиной развития этого вида дисграфии является нарушение в цепочке: акустический (фонетический) слух - правильное «слышание» звуков речи и акустическое (фонетическое) восприятие – мыслительная деятельность, связанная с анализом услышанного и перевод услышанного в письменные образы.
Акустическая дисграфия может быть диагностирована уже в возрасте 6-7 лет. Если дошкольник, при изучении азбуки путает близкие по фонетическому значению буквы, обязательно обратитесь к специалисту.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Данный вид дисграфии специалисты связывают с наличием явных нарушений в устной речи ребенка. При наличии артикуляторно-акустической дисграфии ребенка отличает неверное произношение звуков в сочетании с ошибками в их написании (как произносит, так и пишет).
Характер ошибок, допускаемых ребенком на письме, аналогичен акустической дисграфии. Однако, в отличие от нее, в данном случае, такие же ошибки ребенок допускает и в устной речи.
Родительская «диагностика» артикуляторно-акустической дисграфии заключается во внимании к повторяющимся речевым ошибкам ребенка, которые не свойственны его возрасту и не исчезают после дополнительных занятий (бесед, логопедических упражнений, повторений и т.д.).
Аграмматическая дисграфия
Аграмматическая форма дисграфии определяется нарушениями в восприятии и воспроизведении определенных, общепринятых закономерностей построения слов, фраз, текста.
Подобные нарушения письменной речи могут проявляться следующим образом:
-
неправильным написанием мягкого знака (пропуск буквы) и определение мягких и твердых согласных («мол» вместо «моль»);
-
изменение приставок, окончаний и суффиксов;
-
в неумении находить собственные ошибки;
-
в пропуске отдельных членов предложения при его написании.
Оптическая форма дисграфии
Оптическая дисграфия может быть вызвана следующими причинами или их сочетанием:
-
неспособностью ребенка узнавать ранее виденные предметы, нарушением зрительной памяти (запоминание цвета, формы, последовательности и количества предметов, а потом и букв);
-
неумением различать звуки на слух (определение конкретной буквы или их последовательности).
Оптическая дисграфия проявляется в достаточно специфических нарушениях, допускаемых ребенком на письме и в устной речи:
-
в неумении определять и воспроизводить услышанные звуки;
-
в «зеркальном письме» - написании отдельных букв в перевернутом виде, как бы зеркальном отражении;
-
в подмене букв, которые имеют схожие элементы, например, С – Э, П – Ш;
-
в замене исходных букв на буквы, состоящие из похожих по написанию элементов, но по-другому расположенных в пространстве. Например, прописные строчные в и д.
Моторная дисграфия
Причиной развития моторной дисграфии считается нарушение связи между тем, что ребенок слышит и видит и тем, что он воспроизводит на бумаге, то есть между звуковыми и зрительными образами букв и слов и их «исполнением» (моторного образа).
Основными проявлениями такого вида дисграфии являются:
-
неаккуратность письма – «распадающиеся» в разные стороны буквы, спадание букв под строчку, написание букв разной высоты;
-
слишком сильный нажим, вплоть до механического повреждения бумаги;
-
пропуск при письме отдельных букв, а иногда слогов и целых слов или, напротив, постоянное добавление какого-то слога или буквы.
Источник фото:
Регуляторная дисграфия
Проявления регуляторной дисграфии перекликаются с проявлениями других ее видов:
-
ребенок испытывает сложности в раздельном написание слов, в выделении отдельного предложения и постановке точки в его конце;
-
замена первых букв слова на буквы, присутствующие в исходных словах, например, ка крышах – на крышах, ророва – корова;
-
состыковка двух слов в одно, например, все еще будет – всеще будет, в эту – вэту;
-
ребенок допускает большое количество орфографических ошибок, при этом безошибочно определяет и декларирует необходимое правило написания.
Кроме того, у школьников с регуляторной дисграфией могут наблюдаться сложности с удержанием произвольного внимания, ориентацией в пространстве, необходимостью держать быстрый темп работы и переключаться с одной задачи на другую.
Смешанная дисграфия
При дисграфии смешанной формы, в письменной и устной речи ребенка, могут наблюдаться проявления сразу нескольких (двух и более) видов дисграфии. Особенно сильно это отражается на письменной речи ребенка, ошибки и искажения могут присутствовать практически в каждом слове.
Как предупредить развитие дисграфии у младших школьников?
Основными мерами для предупреждения развития или прогрессирования проявлений дисграфии, которые родители могут предпринять самостоятельно, без участия специалистов, являются регулярные развивающие занятия с ребенком. Только в таком случае вам удастся:
-
своевременно заметить возможные нарушения, а значит вовремя обратиться за специализированной помощью (занятия с логопедом и дефектологом);
-
максимально развить необходимые для качественного обучения (усвоения предложенного материала) психические функции ребенка.
Основными направления таких обучающих занятий должны быть:
-
развитие у ребенка навыка слушания (чтение книг, использование аудио материалов с постановками и детскими спектаклями, регулярное общение с ребенком);
-
развитие навыка пересказа услышанного (например, заучивание стихов и потешек, а затем пересказ более сложного, нерифмованного текста);
-
обучение распознаванию звукового ряда слова (соотношение буквы, звука, а также пространственного и моторного их изображения, деление слов на слоги).
Особенно хочется подчеркнуть, что любые обучающие мероприятия должны проводиться исключительно в игровом, свободном формате.
Если в процессе таких занятий, вы заметили, что ребенок испытывает сложности или допускает повторяющиеся ошибки, обязательно обратитесь к логопеду. Проведя необходимую диагностику с помощью специализированных тестов, он предложит вам программу по ликвидации возникших сложностей, что значительно облегчит вхождение вашего ребенка в школьную жизнь.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Что бы там не говорили по поводу того, что это сложно убирается...на самом деле при желании всё возможно, если работать со специалистом. Мы по совету своего и мишки эвалар омегу обязательно ребёнку начали давать, потому что это поддержание интеллекта, что тоже важно. И главное ребёнку нравится по вкусу. Купить проще всего на шоп.эвалар
Всё это вполне решается при помощи репетиторов, логопедов... страшного ничего нет. Главное - не отчаиваться и заниматься. Ну и кстати можно для улучшения работы мозга ребёнку давать ВитаМишки мульти. Проверенный и качественный вариант. Кстати без мальтодекстрина производится.