Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Детство на Руси

Автор
Елизавета Зорина
Елизавета Зорина
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
15 июня 17 в 00:00
Детство на Руси

Детство в традиционной России – это, прежде всего, ритуалы, иерархия, социализация и дисциплина. Разумеется, всех этих слов с заморскими корнями наши пращуры не знали, но отношение к детям, система воспитания и образования потомства покоились именно на этих четырех китах.

Родины-крестины

Начиналось все с ритуалов – родильных и крестильных обрядов, которые, собственно, и должны были зафиксировать появление на свет нового человека и нового члена общества, что было вовсе не одно и то же.

Младенца славяне, а значит, и русские, воспринимали, как мягкую глину, которую следует как можно быстрее вылепить по надлежащему образу и подобию. Повитуха для этого правила младенцу голову – чтобы стала более круглой (это мы круглоголовые, а вовсе не сторонники парламента в эпоху Английской революции), щипала носик – чтобы был узким, а ноздри неширокими, вытягивала ножки и ручки – чтобы были длинными и прямыми. Можно сказать, вера в магию, а можно опознать нечто вроде неонатального массажа. Рахитичных и слабеньких младенцев «перепекали» – на хлебной лопате засовывали в теплую русскую печь. Можно ужаснуться, что верили в то, что ребенка можно «допечь» до кондиции, а можно вспомнить современные инкубаторы для выхаживания недоношенных с их температурным режимом.

Младенца славяне, а значит, и русские, воспринимали, как мягкую глину, которую следует как можно быстрее вылепить по надлежащему образу и подобию.

Впрочем, «родины» – это только начало. У «улучшенного и исправленного» младенца еще не было души. Предки верили, что крещение дает ребенку не только религиозный, но и социальный статус, превращает в члена общины. А значит, крестные родители в русской традиции – своеобразные посредники между ребенком и внешним миром.

Следующим важным обрядом в жизни русского ребенка был постриг. До того он считался несмышленым младенчиком, бегавшим в рубашонке: в богатых и знатных семьях – под присмотром нянек и мамок, а в бедных – сам по себе или со старшими братьями или сестрами. Условно «старшими» – этим воспитателям было года 3–4. У взрослых не было времени и сил присматривать за малышами. Дети были предоставлены сами себе, зимой толклись в доме, летом – где угодно, возились с подручными предметами или с игрушками, изготовленными любящими сородичами. Археологи подтверждают: игрушки в традиционном русском детстве были. А вот было ли детство?

Труд и постриг

Малышей очень быстро «переводили» во взрослые. Младенчество и отрочество разделял очередной ритуал – постриг. Через него проходили все дети: и князья, и холопы. Как повествует летопись, в 1192 году «быша постригы у великаго князя Всеволода, сына Георгева, внука Володимеря Мономаха, сыну его Георгеви, в граде Суждали; того же дни и на конь его всади; и бысть радость велика в граде Суждали». Княжонку Георгию, третьему по счету сыну князя Всеволода Большое Гнездо было тогда 4 годика.

Постриг был своеобразным ритуалом гендерного самоопределения и введения во взрослую жизнь.

Постриг был своеобразным ритуалом гендерного самоопределения и введения во взрослую жизнь. Совершали этот обряд в зависимости от местных обычаев в возрасте 1–7 лет. Мальчиков впервые в жизни стригли, девочкам заплетали косы. Одевали соответственно половой принадлежности – в порты или в сарафан, до пострига малышей обряжали одинаково. А самое главное – символически соединяли «постригаемого» с каким-нибудь предметом, символизирующим мужскую или женскую работу. Княжонка сажали на коня, простому мальчонке могли дать в руки топор, меч или борону. Девочкам вручали прялку, горшок с ухватом или веретено. Наступал этап социализации. С этого момента детей потихоньку приспосабливали к труду. Работа, как правило, была посильной, но обязательной: пряли, ткали, пасли коров, помогали родителям в поле. Все помнят некрасовское:

…Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!..

Мужичку шел шестой годик, и это было не исключение, а правило.

Знатных детей тоже не баловали. Будущего крестителя Руси Владимира посадили на княжение в Новгороде, когда он был, по современным понятиям, тинейджером, лет в 12, правда, под наблюдением наставника и воеводы Добрыни, приходившимся ему родным дядей.

Родитель бьет – значит любит

Труд и послушание – два непременных условия традиционного воспитания на Руси.

Власть отца и матери считалась абсолютной. Перечить им нельзя было ни при каких обстоятельствах. Родительская любовь должна была выражаться в строгости. Наказания, причем физические, считались проявлением заботы и священным долгом родителей.

Автор Домостроя повторял вслед за другими сочинителями назидательной литературы: «Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоей; и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши».

Если коротко: бьешь – значит любишь.

Труд и послушание – два непременных условия традиционного воспитания на Руси.

Дети должны были принимать наказания покорно и смиренно. Тягчайшим грехом считалась не только брань в адрес родителей, но и жалобы по поводу их поведения. В том же Домострое декларируются кары и наказания непослушным и непочтительным детям: «Аще ли кто злословит или оскорбляет родителя своя, или клянет, или лает, сий пред Богом грешен, от народа проклят; аще кто биет отца и матерь, от церкви и от всякия святыни да отлучится, и лютою смертию и градскою казнью да умрет, писано бо есть: «Отча клятва иссушит, а матерня искоренит».

Тут множество оттенков и значений: и грех перед Богом, и проклятие от народа, и «градская казнь», то есть гражданская, нецерковная смертная казнь для поднявшего руку на родителя, и проклятие родительское, которое доведет до смерти.

Еще в ХХ веке фольклористы записывали в русских деревнях сказания о проклятых матерями строптивых, непочтительных детках, которые пропадали в лесу, где обрастали мхом, но не могли вернуться домой, терзаемые лешими.

Ребенка на Руси воспринимали, как маленького и не совсем полноправного, но взрослого, у которого есть обязанности и почти нет прав. Обрядовое приобщение к общине, раннее включение в трудовую жизнь, покорность и подчинение старшим – так выглядело детство на Руси.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть