Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Семья и общество

Дети холодной войны

Автор
Елизавета Зорина
Елизавета Зорина
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
16 апреля 18 в 00:00
Дети холодной войны

Несколько небрежных твитов президента Трампа, насчет «симпатичных, новых и умных ракет», ночной удар по Дамаску и Хомсу и темы глобальной войны перекочевала из аналитических статей и политических ток-шоу в разговоры обывателей. Те, кто постарше вспоминали страхи «холодной войны». Страхи, которых у кого-то не было.

События последних дней заставили многих из тех, кто вырос в годы «холодной войны», будь то 50-ые, 60-ые или 70-ые с 80-ми вспомнить детские страхи. Выяснилось удивительное. Дети тоталитарного СССР, где процветала цензура и государственная пропаганда, знали про угрозу «ядерной войны», но страха, точнее фобии «атомной бомбы» у них не было. Им не снились кошмары, в которых Земной шар накрывает ядерный гриб, они не прятались под стол, когда по телевизору шли новости, их соседи судачили, скорее о том, что выбросили в ближайшем магазине, а не о том, что «русские идут».

Их американские ровесники вспоминают про безумных тетушек, которые разъезжали по улицам на мотоциклах с коляской и разбрасывали листовки с грозным курсивом «The Russians are coming», помнят бесконечные занятия по гражданской обороне, буклеты с рекламой индивидуального бункера, который поможет пережить войну и кошмарные сны про ядерный гриб.

Отчего в свободной демократической Америке дети были запуганы донельзя, а в тоталитарном СССР их миновала чаша сия? Возможно, виновны как раз капитализм и свободный рынок, где надо продать все, что можно продать и как можно больше. Так продавали и ядерную катастрофу.

Страх и ужас на улицах Америки

22 мая 1949 Джеймс Форрестол, первый в истории, правда, к тому моменту уже отставной министр обороны США, покончил с собой, выбросившись из окна. Якобы перед прыжком он бредил, повторяя слова «The Russians are coming», а потом сиганул. Стоит отметить, он тогда был пациентом психиатрической клиники. Причем у него были все основания свихнуться на почве «русской угрозы». Еще будучи министром, он словно лев бился за будущие авианосцы, а командование ВВС отклонило эту идею, мол летать с земли надежнее. Это конфликт многие считают наиболее вероятной причиной психической болезни и самоубийства Форрестола. Он покончил с собой, а идеи его живы, авианосец нового класса USS Forrestal назван в его честь.

Но это военные, владеющие всей возможной информацией, политика, интриги. Отчего и рядовые американцы заболели ядерным психозом?

Для всех американских школьников поголовно на протяжении десятилетий организовывали учения, чтобы они точно знали, что делать, чтобы не превратиться в пепел

Возможно, они там за океаном так боялись из-за потока свободной информации, обилия СМИ и рекламы. Чрезмерно яркой и навязчивой.

Так утром 20 февраля 1971 года в ходе рутинных для медиа учений по гражданской обороне, радист по рассеянности запустил в систему аварийного оповещения не тот ролик, который следовало. Вместо слов «Это только тест», по городам и весям Америки радио разнесло пугающее сообщение, о том, что через несколько минут к нации собирается обратиться президент. Среднестатистический гражданин США, как раз, собиравшийся на работу, сознавал, что в эру холодной войны у президента была лишь одна причина вклиниться в популярное утреннее радио-шоу со срочным сообщением. Для них это могло означать лишь роковое: советские ракеты уже летят. Паника длилась более часа, хотя все радиостанции страны передавали опровержение.

На детскую психику такие ошибки действуют очень угнетающе.

Так же как и красивые игровые фильмы по гражданской обороне, которые исправно производили с голливудской реалистичностью. В таком фильме красивый голос диктора настоятельно советовал: «Первым делом - пригибаемся, а следом - укрываемся». Школьники на экране лезли под парты. Потом следовало разъяснение: «Все мы знаем, что ядерная бомба - очень опасное оружие. И, поскольку её могут применить против нас, нам нужно к этому готовиться».

Дети холодной войны

Источник фото: shutterstock.com

Для всех американских школьников поголовно на протяжении десятилетий организовывали учения, чтобы они точно знали, что делать, чтобы не превратиться в пепел. И как тут не заболеть ядерной фобией?

В СССР пропаганда – сурова и строга

Директор Центра истории физики С.Р.Верт, автор книги «Ядерный страх: история образов» пишет, что, «желание мобилизовать людей, описывая ужасы ядерной войны сработала на 146%, ядерный страх в США обрел те же иррациональные черты, что и страх перед чумой в XIV веке». Эксперты забеспокоились, что паника в случае угрозы ядерной войны становится опаснее самой войны. Более того, Верт признал, что подобного страха в СССР не возникло. Американский ученый объяснил это тем, что советские средства массовой информации не занимались нагнетанием страха, а интенсивно распространяли знание об использовании атомной энергии в мирных целях. Вот население и не беспокоилось.

Возможно дело не в этом, а в том, что советские СМИ, жившие в условиях жесткой цензуры и социалистической финансовой теплицы, когда читатель и зритель был гарантирован априори, не стремились поднять тиражи за счет нагнетания апокалиптических ужасов.

В советских газетах были все положенные лозунги и пророчества: «Реваншисты грозят Першингами», «Американская военщина и милитаристские амбиции империалистического оскала рейганомики», «Враг будет разбит, победа будет за нами», «великие завоевания Октября на страже мира», «Все прогрессивное человечество и люди доброй воли готовы к обороне». Но все это было строго, консервативно, без рекламного экстаза и истерики, без надрыва свойственного желтой прессе.

Учения по гражданской обороне тоже проводились. И тоже строго, без намерения внушить кому-либо мысль обзавестись индивидуальным бомбоубежищем.

Cамым ходовым товаром 21 века является страх. На нем, а никак не на нефти, делаются самые большие деньги.

Каждый гражданин СССР представлял, как выглядит «ядерный гриб», знал, в какую сторону нужно упасть, если ядерная вспышка - справа, умел обращаться с противогазом, и примерно догадывался, где ближайшее бомбоубежище. У него в почтовых ящиках не было глянцевых рекламных буклетов про личное спасение в личном бункере, зато он придумывал шутки про то, что в случае «ядерного взрыва надо заворачиваться в простыню и ползти на кладбище». А дети бегали по дворам радостно распевая переделанную песенку про "Голубой вагон":

Ядерный фугас летит, качается,
От него хорошего не жди,
Даже если в землю закопаешься,
От волны ударной не уйти.

Два мира – два подхода

Психологи, политологи и социологи могут спорить до бесконечности, отчего получилось так, что ожидание ядерного взрыва вселило ужас в американских детей, которые с содроганием вспоминают детские кошмарные сновидения, но при этом превратило детей в СССР в мрачновато-хладнокровных циников. Шутки про простыню и кладбище звучали на тех самых занятиях по гражданской обороне или как их тогда называли уроках НВП (Начальной военной подготовки).

Этот социально-психологический феномен очень точно запечатлели кинематографисты. В оскароносной «Москва слезам не верит» два выпивающих мужчины мирно беседуют о ситуации в мире:

- А что вообще в мире делается?

- Стабильности нет. Террористы опять захватили самолет.

Но волнует их совсем личное, что «там» - дождливо, там Катерина рыдает по Гоше..

А в совсем новом, но тоже оскароносном фильме «Шпионский мост» сын адвоката, которому вскоре придется защищать советского шпиона Абеля, прячется под стол, когда смотрит новости по телевизору. Потому что страшно.

Почувствуйте разницу. Почувствуйте два мира.

Товар 21 века

Сегодня же, стоит признать, мы приближаемся к американской модели ощущения мира. Переход на рыночные рельсы и комерциализация СМИ сделали свое дело и теперь с экранов телевизоров нам с утра до ночи рассказывают про то, что планета на пороге глобальной войны и не сегодня завтра вы увидите утром в окошке тот самый ядерный гриб. Верить или нет - дело каждого, но надо иметь в виду, что, по мнению ведущих аналитиков транснациональных корпораций, самым ходовым товаром 21 века является страх. На нем, а никак не на нефти, делаются самые большие деньги. Так что, не позволяйте собой манипулировать.


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть