Кризис 3-х лет это граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. О том, что свойственно этому кризису и как он проявляется, proaist.ru рассказала психолог Оксана Брежнева.
В этот период ребенок пытается что-то сделать сам, но у него не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В таких ситуациях вполне вероятна эмоциональная вспышка. Три года – возраст, когда ребенку хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности.
Данному периоду свойственны некоторые особенности, а именно:
Негативизм.
Ребенок дает негативную реакцию не само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование взрослого. Главный мотив - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано. Но это не непослушание.
Упрямство.
Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому ,что он сам об этом сказал взрослому и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось
Обесценивание.
Эта особенность будет присуща всем последующим переходным периодам ребенка. Обесценивается то, что было до этого привычно, интересно, дорого (обесцениваются старые правила поведения). Ребенок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя. Обесцениваются старые привязанности к вещам и т.д.
Строптивость.
Это проявление очень близко к негативизму и упрямству. Она направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков)
Своеволие.
Ребенок хочет делать все сам. Он стремится не к физической самостоятельности (что более характерно для кризиса 1го года жизни), а к самостоятельности намерения, замысла.
Протест.
Это «бунт», который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Деспотизм.
Ребенок диктует свое поведение (особенно остро это проявляется, если в семье 1 ребенок). Он проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти характеристики могут проявляться с разной интенсивностью.