На одном из уроков нашей академии фантазии в конце занятия я предложила попробовать создать рассказики по написанным на карточках словам. Сегодня мы продолжаем эту тему.
Взлетел
Когда я была маленькой, очень любила слушать разные занимательные истории, мама постоянно покупала книги или брала их в библиотеках. Я любила слушать, живо представляя героев и происходящие с ними приключения.
– Ну, все, на сегодня хватит. Остальное завтра, – говорила обычно мама, закрывая книгу.
– Постой. Почитай еще немножко? – просила я, спать не хотелось.
– Нет. Я и так уже тебе прочитала больше обычного. Хватит, я и сама уже хочу спать.
– Но хотя бы одно слово.
– Ну, хорошо, сдавалась мама. Одно слово… – Однажды она открыла книгу на произвольном месте и прочла слово «взлетел».
Ах, какое же это замечательное слово!
В одной стране, в одном городе, на одной улице жил мальчик, который умел летать. Только мальчик этого не знал, хотя постоянно думал, что будет, если я вдруг сумею подняться в воздух?
Однажды ему повстречалась добрая фея, которая прочла мысли мальчика и сказала ему: ты ведь родился крылатым, небо манит тебя своей голубизной и пушистыми облаками. Почему же ты не пытаешься взлететь?
Но мальчик не поверил фее, он много раз видел в зеркале свою спину, и на ней не было никаких крыльев.
Фее же очень не понравилось, что глупый мальчик не поверил ее словам, а ведь она считалась самой честной и благородной феей на всем белом свете. Тогда фея полетела на седьмое небо, где жили добрые крылатые феи, и попросила их полететь вместе с ней и убедить мальчика, что на самом деле он умеет летать.
Но мальчик не стал слушать и всех фей вместе взятых. Обиженные феи устроили настоящий галдеж, все они были рассержены на такого глупого мальчика.
Тогда на шум и гомон прилетела старая и умная ведьма.
– Я знаю, как помочь делу, – сказала она и полетела к недоверчивому мальчику. (А надо сказать, что мальчик больше всего на свете любил своего младшего братика и всегда гулял с ним.)
Тогда злая ведьма взяла ребенка и отнесла его на крышу дома.
– Если ты действительно любишь своего брата, ты расправишь крылья и полетишь! – крикнула она мальчику.
– Но у меня ведь нет никаких крыльев! – заплакал он.
– Есть крылья, нет их, но ты должен лететь! – сказав это, ведьма сделала вид, что улетает.
Мальчик хотел поймать ее и полетел. Он поднялся высоко в небо, достиг крыши и спас младшего братика.
С того дня он понял, что действительно может летать, и летает постоянно, спасая забравшихся на деревья котят и сбивая весной свисающие с крыш сосульки. Летающего мальчика все любят…
Источник фото:
Бородатый мальчик
Хорошее слово сказала мне перед сном мама – «взлетел»! Но лепить истории из одного слова трудно. Для большего успеха нужно два слова, причем желательно, чтобы эти слова были разными, что называется, впервые встретившимися. Этот прием прекрасно описан в книге замечательного итальянского сказочника Джанни Родари «Грамматика фантазии».
Например, если мы возьмем такие слова, как «мальчик» и «девочка», – это не даст ничего. То есть ничего конкретного. Где могут встретиться мальчик и девочка? Да где угодно – в детском саду, школе, в лесу, они могут жить в одной квартире или переписываться через океан по Интернету.
Для того чтобы зашевелилась фантазия, нужны необыкновенные пары, например, «мальчик» и «борода».
С ходу получается:
-
бородатый мальчик;
-
мальчик, который хотел иметь бороду, как у папы;
-
мальчик, запутавшийся в бороде старого волшебника;
-
человек по фамилии Мальчик, который носил бороду и стеснялся своей странной фамилии.
Образ бородатого мальчика прекрасно разработан в «Сказке о потерянном времени» Евгения Шварца. Почему у мальчика выросла борода? Потому что он потерял свое время и состарился, но при этом в душе остался все тем же школьником.
История о том, как мальчик мечтал иметь такую же бороду, как и у его папы, – сама по себе достаточно банальна. Дети часто хотят походить на тех, кто старше их. Но здесь историю можно расцветить самими попытками приладить к себе различные бороды. Которые можно из чего-то сделать, нарисовать или совсем по-сказочному – одолжить.
У кого можно одолжить бороду? У тех, у кого она есть, и уж если одалживать, то волшебную бороду. Бороду старика Хоттабыча, каждый волосок которой способен исполнять желания, бороду Черномора…
Мальчик, запутавшийся в бороде старого и выжившего из ума волшебника – вот это идея! Ведь волшебник может обидеться на него – и тогда мальчик превратится во что-нибудь или в кого-нибудь. В качестве наказания за невнимательность он может быть отправлен в далекую страну или сказку. Или волшебник окажется добрым и возьмет его в ученики, а вот совсем странный вариант: волшебник окажется старым маразматиком, он решит, что мальчик – гребешок, которым он привык расчесывать бороду. С этого момента мальчик будет жить в специальном ящичке для расчесок и щеток. Финалом такой истории может быть побег или ссора с настоящими расческами.
Рифмы-пятнашки
Приведенное выше упражнение приятно тем, что оно легко переводится в игру. Ребенку вовсе не обязательно знать, что взрослые занимаются с ним развитием фантазии и нестандартного мышления. Зачем?
Когда я была совсем крохой, мама придумала игру в рифмы-пятнашки. Она убегала от нас с братом, весело крича какое-то слово, например – «курица», и мы догоняли ее с рифмой на это слово, скажем – «волнуется». Только после того, как удавалось придумать рифму, разрешалось начать движение и запятнать маму. После ход ведущего переходил к выигравшему.
Играя с детьми в игры, развивающие фантазию, нужно не забывать прежде всего, что все, что происходит, это всего лишь игра. Здесь нет пятерок, нет отличников и неуспевающих учеников. Трудно играть один на один и куда как легче хотя бы втроем. Так можно обойтись без лишних пауз и натянутостей.
Ведущий задает вопрос игрокам, и затем, когда они предложили по своему варианту ответа, если возникла пауза – сообщает свой. В этом случае ответ ведущего не является эталонным или единственно правильным – ведущий может выступать в роли человека, закрывающего возникшие дырки и (по необходимости) поворачивающего сюжет по принципиально новому руслу. Побеждают те, у кого складывается история. Побеждает Ее величество игра!
Источник фото:
Задание:
Продолжаем работать с карточками. После того как ребенок научился придумывать короткие, быть может, в одно-два предложения истории по двум карточкам (существительное и глагол), разложите перед ним на столе или полу сразу несколько пар. Можно нарисовать стрелочки от одной пары к другой. Задание: рассказать историю по этим карточкам, переходя по стрелкам от первой ко второй и т.д. Как это выглядит? Например, перед вами три пары. Дед Мороз читает, сантехник сияет, Пушкин варит.
Однажды Дед Мороз читал книгу, и пока он читал – начал таять и затопил соседей снизу. Соседи очень разозлились. Они вызвали (переход ко второй паре) сантехника дядю Борю. Тот пришел по указанному ему адресу, увидел самого настоящего Деда Мороза и засиял от счастья. «Здравствуй, Дедушка Мороз, – сказал сантехник. – А я-то тебя с самого детства ждал, думал, явишься ночью, когда куранты пробьют 12 раз, и вручишь мне подарок. Я даже лежал с открытыми глазами, а потом засыпал и тебя не видел».
«Ах, Боренька, ах, маленький! – засуетился Дед Мороз и от расстройства его снежная шуба еще больше растаяла. – Совсем я, видать, старым стал, склероз. Забыл про подарок для тебя. Впрочем, есть у меня хороший подарок (переход к третьей картинке.) Вот, сказки Александра Сергеевича Пушкина. Почитай. Пушкин свое дело знает, котелок у него варит. Видишь, я и сам зачитался и от умиления чуть не растаял.
Вот тебе книжка, и прощай, Боренька! Будь хорошим мальчиком».
Сказав это, Дед Мороз исчез, только лужа на полу осталась, и соседи были недовольны.
Начиная такую игру с детьми, выкладывайте все карточки словами вверх, чтобы ребенок мог заранее увидеть, что его ждет, и придумать финал. После того как ребенок будет легко создавать свои ассоциативные цепочки, игра усложняется – все карточки лежат рубашками вверх. Игроки могут открыть очередную пару, лишь рассказав про предыдущие.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Я сама не стремилась вырастить гения. Мне важно было чтобы ребёнок просто умел воспринимать информацию. Для этого очень важно то как работает мозг. Омега детям крайне необходима как раз для развития хорошего интеллекта. Тогда в принципе с успеваемостью не должно возникать никаких проблем, мы тому подтверждение. Даем самый вкусный и выгодный вариант-мишки эвалар омегу