Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Воспитание

Боремся за чистоту детской речи. 7 простых советов

Автор
Татьяна Хмельник
Татьяна Хмельник
Публицист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
31 октября 17 в 00:00
Боремся за чистоту детской речи. 7 простых советов

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Когда ребенок сюсюкает и шепелявит, взрослые обычно умиляются – ведь потом эти речевые особенности проходят, это "болезнь роста". Увы, не у всех они проходят сами по себе. Некоторым детям требуется помощь логопеда и родителей, чтобы начать произносить звуки правильно, чтобы речь была внятной и понятной для окружающих.

Если растущий ребенок говорит по-прежнему невнятно, не может произнести некоторые звуки, а с этими недостатками взрослые не пытаются бороться, то дитя обязательно получит проблемы – в детском саду, в школе, во дворе. Его будут дразнить сверстники, а учиться родному и иностранным языкам такому ребенку будет почти невозможно. Выход из ситуации один: немедленно отправляться к логопеду, тем более что таких специалистов теперь довольно много, в каждом детском саду есть, есть и в поликлиниках, не говоря уже о специализированных центрах детской речи.

Как совершенствуется речь ребенка

Родителям нужно хорошо представлять себе, какие речевые навыки в каком возрасте должен иметь здоровый ребенок. Если к полутора годам он оперирует полусотней слов, то к двум – от двухсот до четырехсот, то есть словарный запас растет стремительно. Но ждать от такого малыша идеального произношения нелепо, более того, есть такой термин – "физиологическое косноязычие". Поскольку артикуляционный аппарат маленького ребенка только начинает развиваться, то он коверкает почти все звуки, причем часто через раз: то произнесет слово верно, то исказит его. Это не страшно.

 Если слово состоит из нескольких слогов и там еще есть несколько согласных подряд – ребенок не сумеет его сказать. Так что не заставляйте говорить его "метрополитен" или "дифференциация".

Такая ситуация может тянуться до четвертого года жизни. Логопеды заметили, что малыш в этом возрасте избегает шипящих и сонорных (л, м, н, р, й) звуков, но все остальные умеет произнести четко – при условии, что слово короткое. Если слово состоит из нескольких слогов и там еще есть несколько согласных подряд – ребенок не сумеет его сказать. Так что не заставляйте говорить его "метрополитен" или "дифференциация".

К четырем годам ребенок может знать уже не менее двух тысяч слов. Почти все звуки произносятся правильно, но у некоторых детей происходит смешение свистящих и шипящих, а также проблемы со звуком "р" (у некоторых – и с "л"). Кстати, звук "р" может не даваться детям, которые в грудном возрасте были быстро переведены на искусственное вскармливание, до полугода – ведь из груди молоко извлекается с большим усилием, нежели из соски. То есть у малыша просто слабый язык, слабые губы и ротовые мышцы, у него не получается нужная для этого звука вибрация.

Боремся за чистоту детской речи. 7 простых советов

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Пятилетки оперируют уже тремя тысячами слов. В этом возрасте ребенок увлечен звукоподражанием. Он азартно повторяет за взрослыми сходные по звучанию слова типа "киска – миска", "Маша – каша" и сам способен подобрать такие пары, очень любит рифмовать. Правда, некоторые дети, замечая за сверстниками ошибки в произношении, свои ошибки не слышат. В таких случаях очень помогает диктофон. Слушая запись собственной речи, ребенок удивляется: "Это я так говорю?!". Обычно после этого малыш наблюдает за своим произношением более тщательно.

 Все помнят многочисленные истории реальных, а не сказочных Маугли – детей, которые оказались лишены человеческого общения. Они не говорили, потому что с ними никто никогда не говорил.

К шести годам у ребенка мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими, и он начинает правильно произносить все звуки родного языка. Лишь некоторые дети все никак не могут справиться с шипящими и сонорными звуками. Как только этот барьер бывает преодолен – самостоятельно, с помощью родителей и логопеда, – никаких проблем с языком у ребенка уже нет, он может произнести слово любой сложности.

7 советов не вырастить Маугли

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых. Малыш не будет говорить правильно без достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения. Все помнят многочисленные истории реальных, а не сказочных Маугли – детей, которые оказались лишены человеческого общения. Они не говорили, потому что с ними никто никогда не говорил. Я для себя опытным путем выработала несколько нехитрых правил, которые помогают ребенку научиться правильно говорить и соображать. Знакомый логопед мой метод одобрил, подтвердив, что я все делаю как надо. Итак:

  1. Что бы вы ни делали с ребенком – собираясь на прогулку, готовя еду, убирая квартиру, гуляя по улице, – разговаривайте с ним, комментируйте все действия – свои и малыша. Например: "Это щетка, мы моем раковину", "Идет кошка", "Надеваем туфли", "Падают листья". Сейчас логопеды серьезно обеспокоены тем, что родители мало общаются с детьми, даже находясь рядом, – уткнутся в свои гаджеты и молчат, а ребенок играет сам с собой. Потом родители спохватываются и начинают усердно дрессировать чадо – не учить, а именно дрессировать: скажи это, скажи то, неправильно, не так! Ребенок плачет, потому что не понимает, как сделать так.

  2. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения – как будто разговариваете с иностранцем или с плохо слышащим, никаких сложных конструкций, никаких "потоков сознания", малыш не в состоянии его воспринять. Ваше предложение должно быть на пару слов длиннее, чем у ребенка. Если малыш пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов: "Котя!" – "Котя умывается", "Цветок!" – "Цветок растет".

  3. Задавайте открытые вопросы, то есть такие, в которых не заложен ответ. Например, вместо "Он играет?" спрашивайте "Что он делает?". Тогда ребенок будет вынужден использовать для ответа несколько слов, а не ограничиться "да" – "нет".

  4. Произнесли фразу – выдержите паузу. У малыша должно быть время, чтобы ответить на вопрос или произнести свою реплику, он обычно делает это не мгновенно. Слушайте звуки и шумы, спрашивайте, что это: кошка мяукает, электричка гудит, чайник свистит, вода льется, гром гремит.

  5. На прогулке или во время игры дома хорошо рассказать коротенькую историю: например, о каком-нибудь сказочном персонаже, который тоже пошел гулять и что-то интересное увидел. А потом попросите ребенка пересказать эту же историю кому-нибудь другому – да хоть кошке, которая лежит на кресле. И следите, чтобы ребенок произносил слова правильно, поправляйте его, объясняя, что иначе кошка не поймет.

  6. Постоянно учите ребенка новым словам – это могут быть предметы быта, одежды, части тела, игрушки, продукты, но не более шести слов за один прием. Покажите их ребенку и назовите – максимально четко, медленно, чтобы он мог за вами повторить. Но не стоит ожидать, что ребенок сразу произнесет их отлично. В любом случае хвалите своего ученика почаще. Но даже когда малыш умиляет своими успехами, не вздумайте сюсюкать: "Ах ты мой холесый!". Иначе ваше сюсюканье проникнет в детскую речь и бороться с ним будет трудно. Когда называете новый предмет, тем более со сложными для малыша звуками, дайте ему возможность видеть ваше лицо, ваш рот во время произнесения слова, чтобы ребенок увидел, как складываете губы, как работаете языком. Сочетание визуального и звукового копирования может дать ребенку очень неплохой результат. Разумеется, все это должно быть обставлено как игра.

  7. Если ребенок продолжает изъясняться только односложно, начните учить его коротким фразам. Берете знакомое малышу слово-существительное, добавляете прилагательное и глагол. Например, если ребенок говорит только «мяч», научите его говорить «большой мяч», «папин мяч», «катить мяч» и т. д.

Первокласснику каша во рту не нужна

Боремся за чистоту детской речи. 7 простых советов

Источник фото: https://www.shutterstock.com/

Ну и еще немножко советов, важных для внимательных родителей.

Если у ребенка проблемы с произношением – обязательно проконсультируйтесь у отоларинголога по поводу аденоидов и у ортодонта. Порой нужно удалять аденоиды или исправлять прикус – это все влияет на речь, поэтому не затягивайте с решением этих проблем.

 Если звукопроизношение реально поставить до школы – это необходимо сделать. Первокласснику и так трудно, не создавайте своему ребенку еще одну проблему.

Если ребенок не выговаривает звуки – у него обычно нарушен фонематический слух, с помощью которого человек различает сходные по звучанию или артикуляции звуки. С этой бедой логопеды уже научились бороться. Но если вы взялись ходить на логопедические занятия – ходите до конца курса, выполняя тщательно домашние задания, какими бы занудными они вам ни казались. В случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу как можно быстрее. Чем дольше вы тянете, слушая советы непрофессионалов, тем тяжелее будет ставить правильную речь, тем сложнее ребенку в детском коллективе.

Родители должны помнить, что поставленное звукопроизношение – это не прихоть логопеда, а необходимость, чтобы ребенок пошел в школу уже готовым начать обучение. А если он не различает на слух звуки, не умеет делить слово на слоги, ставить ударение – такого несчастного очень трудно научить читать даже на родном языке, не говоря уже об иностранном. И если звукопроизношение реально поставить до школы – это необходимо сделать. Первокласснику и так трудно, не создавайте своему ребенку еще одну проблему.

Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть