Источник фото:
Элитный туалет для элитных детей в Ростове-на-Дону, отдельные столы в школьной столовой для богатых детишек. Насмешки, обиды и горькое осознание своей принадлежности к низам, когда в одной школе, в одном классе, за одной партой сидят богач и бедняк. Материальное и социальное неравенство в конкретной школе или конкретном классе – неизбежные издержки в современном обществе или ошибки педагогов и родителей? Как примирить богачей и бедняков в школе?
Столик для элиты
Не так давно школьный скандал формата «богач – бедняк» потряс Ростов-на-Дону.
Выяснилось, что в школе с красивым названием «Эврика-Развитие» наряду с привычными «А» и «Б» классами образовался школьный класс под литерой «Э». Обучение в этом классе стоит родителям 7 тысяч рублей в месяц. За эти деньги школьники получают отдельный отремонтированный кабинет, дополнительные занятия, новые, не потрепанные учебники и могут эксклюзивно пользоваться единственным отремонтированным туалетом. Простолюдинов из «А» и «Б» в этот ватерклозет не допускают. Более того, учителя, если верить ростовской прессе, всячески нахваливают детишек из «Э» класса и ставят их в пример остальным.
Маловероятно, что такое «классовое» противостояние идет на пользу образовательному процессу.
В Екатеринбурге, Твери и многих других городах малообеспеченные родители, чьи дети питаются в школе бесплатно, за счет бюджета, стали жаловаться, что для таких учеников в столовых устраивают нечто вроде гетто.
Ростовский эпизод можно было бы считать эксцессом одной отдельной школы, пусть и с красивым названием, но и в других городах России не утихают классовые внутришкольные бои.
В Екатеринбурге, Твери и многих других городах малообеспеченные родители, чьи дети питаются в школе бесплатно, за счет бюджета, стали жаловаться, что для таких учеников в столовых устраивают нечто вроде гетто. Накрывают для них отдельные столы, где кормят скудной бюджетной пайкой из каши и макарон. В то время как за соседними столиками их одноклассников потчуют мясом, фруктами и йогуртами.
Источник фото:
Администрации школ вяло отбиваются от нападок. Мол, бюджетное субсидирование завтраков крайне скудное, на кулинарные изыски средств не хватает. Так что каша и макароны – вынужденное составляющее меню, а в гетто никто никого не ссылает. Просто питание для всех школьников разделили на завтраки, как раз вписывающиеся в скромный бюджет, и обеды, которые стоят дороже. И накрывают отдельные столы с завтраками и отдельные с обедами. В принципе, дети, чьи родители сами оплачивают питание, тоже могут выбрать каши-макароны. «И некоторые даже выбирают! Так что никаких резерваций для бедняков нет!» – подчеркивают педагоги.
Но раз есть обиженные насмешками, есть детские и родительские жалобы, раз в одной отдельно взятой школе докатились до эксклюзивных туалетов для элиты, то проблема есть. Глупо замалчивать тот факт, что в современной России имущественное расслоение действительно велико. В России бок о бок сосуществуют богачи и бедняки. Школы – не исключение. Остается придумать, как проблему решить. Хотя бы в школах.
Принц и нищий – братья навек
Адепты простых решений наверняка начнут твердить про школьную форму, единую диету для всех, всем одинаковые портфели и валенки, а мобильные телефоны запретить, чтобы никто не мог стесняться своей Nokia 3210 и хвастаться IPhone X.
Совместные страдания так сплачивали мальчиков разных сословий, что, став дедами, они оставались друзьями и не разбирали, кто принц, а кто нищий.
Простое на первый взгляд решение и эффективное – на самом деле вовсе не решение.
Проблема имущественного неравенства учащихся возникла не вчера и не сегодня, а тысячи лет назад. Она существовала даже в СССР, где строили коммунизм, много говорили про равенство и кухарку, управляющую государством, а также строго следили за прическами своих граждан. Не помогала ни школьная форма, ни отсутствие мобильных вообще и IPhone в частности. Более состоятельных школьников отличали по туфлям, сапожкам, велосипедам, магнитофонам, зарубежным пластинкам и даже наличию жвачки. Но все это вовсе не было проблемой, когда речь шла об учебе.
Имущественное расслоение не мешает качественному обучению в британских элитных школах, где в одном классе могут оказаться принц крови, сын разбогатевшего выскочки и парень из скромной семьи, получивший школьный грант за способности.
В Британии до недавнего времени проблему решали с помощью банальной дедовщины. Младшие, кем бы они ни были, безоговорочно подчинялись старшим. Совместные страдания так сплачивали мальчиков разных сословий, что, став дедами, они оставались друзьями и не разбирали, кто принц, а кто нищий.
Знания в приоритете
Более эффективным выглядит рецепт, который можно сформулировать одним словом – «приоритеты». Причем четко сформулировать приоритеты и донести их до детей должны все: богатые и бедные родители, учителя и школьная администрация.
А приоритет в школе один – знания. Не понты, не отремонтированный спортзал, не спонсорская поездка в Грецию, а именно знания. Что вовсе не отменяет спонсорские поездки, ремонты и даже понты.
Родителям не стоит бояться говорить о деньгах с детьми. Учителям нельзя бояться говорить о деньгах с родителями. Именно в разговоре на эту зачастую табуированную тему и определяются приоритеты.
Родителям, которые не могут позволить себе имиджевые покупки, траты на грандиозные вечеринки и путешествия, лучше прямо об этом рассказать детям. Протоиерей Александр Борисов, духовный сын Александра Меня, вспоминает, как мама объясняла ему, маленькому мальчику, после каждой получки, на что и как они потратят эти деньги, сколько останется и на что еще можно будет потратить оставшееся. Откровенный разговор о деньгах очень важен для правильного определения приоритетов.
Папаша, который рассчитывает на пятерки сына по математике и английскому потому, что он отремонтировал спортзал, должен задать себе вопрос, что именно он покупает – отметки или знания? Если незаслуженные пятерки – то он явно переплачивает.
Источник фото:
Богатым родителям, даже если им трудно лишить ребенка утренних поездок в школу на лимузине, стоит понять и постараться донести до детей простую истину: у любого человека отобрать можно все – лимузин, деньги, шмотки – все кроме знаний, умений и навыков.
Папаша, который рассчитывает на пятерки сына по математике и английскому потому, что он отремонтировал школьный спортзал, должен задать себе вопрос, что именно он покупает – отметки или знания для сына? Если незаслуженные пятерки – то он явно переплачивает.
Учителям в этом противостоянии «богач – бедняк» тоже не просто. Они сами чаще всего из социальной страты бедняков. Но это не означает, что надо лебезить перед богатенькими детьми в расчете на подарки родителей или, наоборот, гнобить их, как классово чуждых, которые все получили на халяву.
Короткий лозунг «Знания в приоритете» – и многое наладится.
Дети умные и чуткие. Они легко отличают правду и ложь. Но если с самого первого класса они будут знать, что щелкать задачки по арифметике или писать без ошибок – это круче, чем хвастаться IPhone, что бойкий английский и дельный проект по природоведению важнее, чем элитные шмотки и поездка на Мальдивы, то школьная жизнь наладится. И сын банкира Вася будет дружить с главным математиком класса, сыном продавщицы Гришей. Причем Вася будет помогать Грише с английским. А потом они вместе влюбятся в дочку учительницы Машу, которая так здорово читает вслух стихи. Потому что когда речь идет о знаниях, нет ни банкира, ни слесаря, ни психотерапевта.
А ростовский эксперимент с классом «Э» и эксклюзивным туалетом – мерзость. Неужели трудно было на первые же полученные от элитных детишек деньги отремонтировать все туалеты в школе?
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Пора уже привыкнуть, что у нас в стране есть бедные и богатые.Только вот в реальной, взрослой жизни богатые и бедные встречаются редко, их жизни идут по параллельным дорогам. А вот в школе их дети и встретились ! Думаю, что это даже полезно как детям, так и их родителям. Пусть дети узнают и увидят, что не все равны в этом мире! А родители пусть объясняют своим отпрыскам к какому классу они принадлежат и в чем разница.
Что за отношение, если вы считаете своих детей элитой, то и отдавайте их в платные школы, внутри одного учебного заведения отношение ко всем детям должно быть одинаковым!
Ника, а может быть государству повысить качество предоставления услуг образования?
В рамках одного учебного заведения все должно быть одинаково! И форма и обеды и туалеты и знания.
Грустно читать о таких событиях...