Источник фото: Изображение от pvproductions на Freepik
Эксперт: Шарова Лия Валентиновна, педагог, методолог, детский психолог. Руководитель школы детской безопасности «Стоп Угроза»
Нам проще обвинить общество, «спасать детей из интернета», чем сделать несколько шагов навстречу своему ребёнку. Дети открываются и начинают доверять родителям, слова взрослых становятся важными для понимания. Основным правилам безопасности обучает семья, а школа «Стоп Угроза» помогает родителям понять, как правильно воспитывать и учить своих малышей. О лучшем социальном проекте, который победил в московской премии «Выбор мам. BUSINESS_2_MOMMIES», расскажет его основательница Лия Шарова.
Как пришла идея создать школу безопасности для детей?
Идея создания школы безопасности пришла мне в 2013 году, когда я начала отпускать свою тринадцатилетнюю дочь в школу, на улицу самостоятельно. Я, как все мамы и родители, делала одно и то же: напоминала, контролировала и «серьёзно разговаривала». Но понимала, что в опасной ситуации ребёнок может растеряться, постесняется громко закричать. Поскольку я по образованию педагог, детский психолог, то разработать методики, написать книгу «Стоп Угроза. Дети в безопасности» я смогла сама.
Источник фото: Изображение от Freepik
«Стоп Угроза» – это детская школа или что-то больше?
Мне пришла в голову мысль создать тренинги для детей, чтобы учить их навыкам безопасности, разговаривать с детьми на понятном им языке, с помощью игры, интересных заданий и вопросов. Конечно, было сложно, ведь тогда рынок ещё не знал такого продукта в принципе. Далеко не все родители понимали, чем их советы и запугивания могут быть хуже, чем работа профессиональных педагогов и психологов в игровом формате. Сейчас «Стоп Угроза» – это почти 100 филиалов в России и ещё в 6 странах. Это линейка из 20 тренингов на все темы, касающиеся безопасности www.stopugroza.ru
Что нового могут узнать ребёнок и его родители?
Задача школы «Стоп Угроза» – сделать то, что пока не под силу ни школе, ни семье: научить детей и подростков безопасному поведению интересно, легко, весело и в интерактивном формате.
Ребёнок может научиться правильно общаться с незнакомцами, узнать о поведении при пожаре, стрельбе в школе, панике в толпе и получить ценные знания, как себя вести, если тебя обижают или травят. Родители узнают о том, как, чему и когда учить своих детей.
Источник фото: Изображение от Freepik
Какие сейчас существуют угрозы для детей?
Конечно, это и маньяки, похитители, мошенники, и подростковые, молодёжные агрессивные группировки. Но сейчас большая часть опасностей в Сети, поэтому иногда улица безопаснее, чем время, проведённое в мессенджерах. Я бы сформулировала главную проблему так: все дети знают, что нельзя уходить с посторонними, принимать подарки или приглашение в гости от малознакомых людей, родители твердят это постоянно – однако такая форма обучения безопасности совершенно не работает!
Как воспитание влияет на подготовку ребёнка к столкновению с реальными угрозами?
Проблема в том, что современные дети чудовищно зажатые, закомплексованные, так же как и их родители. Редкий взрослый или ребёнок сможет, например, громко прочитать стихотворение в очереди в супермаркете или громко спеть песню в оживлённом общественном месте. Всем стыдно, что на них «не так» посмотрят. Огромная ошибка взрослых в том, что они искренне считают, что научить – значит объяснить, рассказать, повторить, напомнить, проконтролировать и наказать. Это совершенно тупиковый путь, потому что никакие перечисления опасностей или правил поведения не заставят ребёнка сделать верный выбор, перестать стесняться, спасти себя с помощью быстрых и чётких действий.
Источник фото: Изображение от cookie_studio на Freepik
Дети XXI века стали «старше» мыслить и думать?
Не могу сказать, что нынешние дети «старше», то есть взрослее, чем были мы в их возрасте. Скорее, в чём-то наоборот: сейчас родители позже отпускают детей одних, стараются как можно дольше держать детей под присмотром. С другой стороны, интернет обрушивает на детей информацию довольно рано. Ещё одна особенность – другие приоритеты, кумиры, ценности, примеры для подражания. Они, наверное, более инфантильны, менее самостоятельны и более зависимы от мнения других. Это чёткие признаки нового времени.
На что нужно обратить внимание родителям?
Многие родители часто до подросткового возраста «не хотят думать о плохом», витают в иллюзиях, что их дети «ещё совсем маленькие», могут говорить о «доверии к миру». Главная проблема в воспитании безопасности не в том, что детям «не объяснили», что делать, а в том, что никакие объяснения не заставят ребёнка закричать, убежать, не стесняться повести себя «странно, громко, невежливо». Подготовить ребёнка к разным опасным ситуациям можно в любом возрасте, не травмируя психику и не прививая отвращение к разговорам на эту тему. Но пока большинство родителей проводят «серьёзные разговоры» после каких-то ЧП, контролируют, наказывают и злятся на то, что ребёнок «плохо понимает слова», не получится обезопасить такими способами своих детей.
Готовы ли подростки учиться безопасности?
Я спрашивала у многих жертв преступлений, почему они не убежали, не закричали, молча шли куда-то с чужим человеком. Ответ был всегда один: мне было неудобно, он же не делал ничего плохого, он был вежливым. Почти никто не учится кричать вместе с ребёнком на улице, бегать и падать на землю, визжать и отбиваться. Никто не говорит своему ребёнку, что неважно, как смотрят на тебя посторонние, твоя безопасность важнее всего. И нет разницы, сколько «тёть» скажут одно и то же ребёнку, он не станет от этого ни более внимательным, ни более раскрепощённым, ни более уверенным в себе.
Источник фото: Изображение от lebsnow на Freepik
Как научить ребёнка безопасности в большом городе?
Обезопасить ребёнка можно только одним способом – научиться с ним дружить. Между родителями и детьми возникают недопонимания из-за неправильной методики воспитания: дождаться проблемы – объяснить ребёнку «что можно, чего нельзя» – проконтролировать – повторить или наказать, если «не понял». Дети кивают и начинают скрывать и врать. Довольно рано закрываются полностью, а родители обижаются, злятся и мстят. И вся эта система перестраивается очень просто, этому я учу родителей в своих книгах и в проекте «Разморозка».
«От всего не защититься!»
Я слышу эту фразу только от тех родителей, которые хотят скинуть с себя ответственность. Нужно учить ребёнка безопасности так же регулярно, интересно и с помощью профессионалов, как учат языкам. Вы не сможете от многого защитить, удержать, запретить. Но вы сможете хотя бы узнать о беде вовремя и ко многому подготовить ребёнка. На самом деле навыков, которые могут спасти здоровье и жизнь, не так уж и много.
Сейчас Лия Шарова разрабатывает проект «Разморозка». Это и YouTube-канал, и группы в соцсетях для родителей и старших подростков. Там обсуждаются не только темы безопасности, но и самые разные проблемы отношений в семье. Научитесь дружить с детьми и воспитывать «друзей» с любовью. Ведь правильное и уверенное поведение ребёнка в первые секунды опасности снижает вероятность беды на 90%.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!