Ребенку год: мои главные выв...
Чему меня научил этот самый быстрый и в то же время самый медленный год? Расскажу ниже.
В первый год ребенок растет и развивается гораздо быстрее, чем в последующие годы. Каждый день приносит радость узнавания и открытия мира. Развитие малыша в 5 месяцев существенно отличается от новорожденного. В этой статье мы расскажем о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев, во что с ним можно играть и на что обратить внимание.
В 5 месяцев малыш уже меньше спит, больше играет и общается. В общей сложности он спит 15 часов. Количество дневных снов – 3. В 5 месяцев ребенок должен уметь себя занять самостоятельно в течение 10-15 минут.
В этом возрасте многие мамы начинают вводить первый прикорм. В качестве первого прикорма лучше вводить овощное пюре или кашу. Обязательно посоветуйтесь с педиатром и внимательно следите за реакцией малыша на новую пищу.
По тому, как ребенок растет и набирает вес, врач делает выводы о его развитии и о том, насколько малыш здоров в целом. Каждый месяц малыша измеряют и взвешивают на приеме у врача, чтобы вовремя выявить отклонения (нехватку или избыток роста и веса) и начать принимать меры. Прибавка в весе и росте зависит от типа питания ребенка. На грудном вскармливании показатели будут меньше, чем на искусственном. Также больше прибавляют детки, в рацион которых уже введены каши.
Согласно данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), нормы роста и веса для мальчиков и девочек немного отличаются. Это связано с тем, что мальчики рождаются чуть крупнее девочек.
Пол |
Нижняя граница нормы, см |
Норма, см |
Верхняя граница нормы, см |
Мальчики |
63,8 |
65,9 |
68 |
Девочки |
61,8 |
64 |
66,3 |
Пол |
Нижняя граница нормы, кг |
Норма, кг |
Верхняя граница нормы, кг |
Мальчики |
6,7 |
7,5 |
8,4 |
Девочки |
6,1 |
6,9 |
7,8 |
В среднем ребенок с 4 до 5 месяцев прибавляет около 700 г веса и около 2 см роста.
К 5 месяцам двигательная активность малыша существенно расширяется:
переворачивается на спину из положения лежа на животе и с боку на бок;
учится перекатываться и вертеться на животе по кругу (это предвестники ползанья, их нужно всячески стимулировать и поощрять);
берет понравившийся предмет в руку и может достаточно долго его удерживать и манипулировать им – тянуть в рот, ударять о поверхность, трясти;
может схватить движущийся предмет;
захватив ножку, пытается засунуть ее в рот;
делает «лодочку», лежа на животе – поднимает одновременно головку и ножки и остается в таком положении несколько секунд, двигая при этом ручками и ножками;
из положения лежа на животе уверенно поднимает туловище, опираясь на предплечья и руки;
если потянуть малыша за ручки, он может присесть;
если поставить малыша на твердую поверхность, он будет стоять практически полностью, выпрямив ножки;
некоторые малыши уже к 5 месяцам могут самостоятельно придерживать бутылочку при кормлении.
Внимание! Не сажайте ребенка до 6 месяцев, если он самостоятельно не садится!
В этом возрасте появляются предвестники первых зубов – обильное слюноотделение, малыш все тянет в рот, могут появляться сопли, ребенок может становиться капризным, плохо спать и т. д.
Источник фото: shutterstock.com
Повышенная двигательная активность вашего малыша требует дополнительных мер безопасности: если ребенок находится на любой поверхности, кроме пола, то позаботьтесь о том, чтобы он не упал с нее. Если вы выкладываете его на пол, следует максимально обезопасить пространство: убрать все, что может упасть на ребенка; проверить, чтобы по полу не дули сквозняки; убрать электроприборы и шнуры; проверить, что малыш может потянуть и свалить на себя, потянуть в рот и т. д. Уберите все мелкие предметы – скорее всего, ребенок потянет в рот оказавшиеся в поле досягаемости пуговицы, шурупы, бусины, монеты и т. д. Хрупкие предметы тоже лучше убрать.
К 5 месяцам малыш уже хорошо различает близких и чужих людей. Устанавливается тесная эмоциональная связь с мамой. Психолого-эмоциональное развитие в 5 месяцев характеризуется устойчивым и долгим гулением. Появляются новые реакции:
различает выражения лиц окружающих его людей и оттенки интонации в их речи;
с интересом реагирует на музыку;
появляются любимые игрушки;
на громкие и резкие звуки может отреагировать плачем;
плач выражает не только чувство голода и жажды, но и протест против одиночества;
в гулении появляются новые звуки;
учится привлекать к себе внимание не только плачем;
эмоции становятся разнообразнее – малыш уже может радоваться и обижаться, проявлять любопытство и страх;
может узнать любимую игрушку по фрагменту;
может надолго задерживать внимание на заинтересовавшем его предмете;
некоторые дети в этом возрасте могут начать бояться незнакомых взрослых;
интересуется едой взрослых.
Когда мы говорим о том, что ребенок должен уметь в 5 месяцев, мы не имеем в виду, что есть некие обязательные и неукоснительно соблюдаемые нормы. Все детки индивидуальны, и если ваш малыш начал что-то делать раньше или позже, это не говорит о нарушениях в развитии. Насторожиться нужно, если вы заметили следующие признаки:
гипертонус – это сигнал о наличии у ребенка неврологической патологии и необходимости консультации специалиста, также обратиться к неврологу нужно, если у малыша не исчезли врожденные рефлексы;
неуверенно держит головку, особенно из положения лежа на спине;
не может дотянуться до игрушки;
с трудом переворачивается, особенно с живота на спину;
маленькая прибавка в весе: если прибавка меньше 500 г – это повод подумать о прикорме;
проблемы со стулом с началом введения прикорма: если у ребенка после введения прикорма появились запоры – это может сигнализировать о том, что ребенку не хватает жидкости или малышу не подходит белковый и молочный прикорм.
В любом случае, если вас что-то настораживает в поведении ребенка – обязательно обратитесь к своему педиатру.
Для ребенка по-прежнему очень важен эмоциональный и тактильный контакт с матерью. Чем больше мама гулит и разговаривает с малышом, играет и занимается, тем лучше для его развития. Особое внимание в 5 месяцев уделяется физическому развитию. Скоро малыш начнет сидеть и ползать, стоять и ходить, поэтому важно укреплять и подготавливать к таким серьезным нагрузкам все группы мышц.
Ежедневный массаж становится более сложным. К используемым раньше похлопываниям, растираниям, поглаживаниям и вибрации прибавляются пощипывания, легкие разминания и постукивания кончиками пальцев. Хорошо сопровождать массаж песенками и стишками («У жирафа пятна-пятна» и т. п.).
Гимнастика должна проводиться ежедневно не меньше 10 минут, в идеале – 20-30 минут. Гимнастика должна носить характер игры, сопровождаться стишками и песенками или просто эмоциональной речью. Хорошо укрепляют мышцы занятия на фитболе. Если вы еще не ввели мяч в ежедневный комплекс занятий – сейчас самое время это сделать.
Несколько упражнений для укрепления спинных мышц на фитболе:
положить малыша на мяч, удерживая его под мышками, ножками к себе, покачать мяч назад-вперед, ребенок должен прогнуться лодочкой, опираясь на мяч животом, в течение 8-10 секунд, повторить 3-5 раз;
исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но мяч поворачивается вначале по часовой стрелке, а после – против;
это упражнение можно усложнить, взяв ребенка не за подмышки, а за бедра, и проделать вышеописанные покачивания и повороты в таком положении; добейтесь того, чтобы малыш держал верхнюю часть туловища самостоятельно;
положив ребенка на спину на мяч, осторожно присаживаем его, держа за ручки, под углом 45 градусов, после опускаем в исходное положение – 3-5 раз.
Источник фото: www.shutterstock.com
Ребенок начинает взаимодействовать с игрушками, ему интересно их рассматривать, трогать и хватать. В это время можно показывать малышу, как можно играть с ними.
«Поймай меня!»: исходное положение ребенка – лежа на спине. Поставить рядом с его ручкой игрушку и заинтересовать малыша. После того, как он схватит ее, положить другую игрушку рядом с другой ручкой. В результате малыш должен удержать обе игрушки одновременно.
Стимуляция ползания: положите на небольшом расстоянии от ребенка игрушку, когда малыш сделает попытку дотянуться – чуть-чуть отодвиньте ее. Помните, что в результате игры малыш обязательно должен схватить игрушку, иначе его интерес быстро пропадет.
«Догоню-догоню!»: покажите малышу игрушку в движении, протяните мимо него, например, машинку на веревочке. Пусть малыш постарается схватить игрушку.
Игры с мячом: покатайте мяч перед малышом, покажите, что если толкнуть его, он покатится. Пусть малыш попробует толкнуть мячик сам.
Тактильные мешочки: их можно сшить из разных тканей, наполнить разными на ощупь мелочами – фасолью, бусинами, крупой, шелестящими бумажками, пуговицами, макаронами и т. д. В таком мешочке главное, чтобы он не развязался и не разорвался и малыш не смог добраться до мелкого содержимого.
Очень важно продолжать носить малыша на ручках. Это очень полезный тактильный контакт с мамой, дающий ребенку чувство защиты и уверенности.
Игры «ладушки», «ку-ку!», «сорока-ворона» принесут много радости малышу – в 5 месяцев самое время начать в них играть. Обязательно сопровождайте все игры комментарием, в идеале – стишками, пестушками и потешками. Если вы их не помните – ничего страшного, просто разговаривайте с ребенком, для него важно слышать ваш голос и различать интонации.
Называем части тела: легко прикасаясь к носику, животику, ручкам и ножкам ребенка, называйте их, можно показывать те же части на себе и игрушках.
Перекличка: вводите в речь ребенка новые звуки и слоги, ребенок будет пытаться повторить за вами, таким образом расширяя свой словарный запас. Сопровождайте свою речь мимикой и жестами. Читайте книжки, рассматривайте вместе картинки, озвучивайте, как говорят животные – это тоже стимулирует речь малыша.
Можно много писать о том, что ребенок должен уметь, но ребенок никому и ничего не должен, он развивается по собственному плану, заложенному в нем природой. А ваша задача – помочь ему этот план выполнить. Если ваш малыш чего-то еще не делает или не умеет – это не повод расстраиваться. Главное, окружайте его любовью и заботой, радуйтесь каждому дню и каждой маленькой победе своего ребенка.
Чему меня научил этот самый быстрый и в то же время самый медленный год? Расскажу ниже.
В чат входят «измученные мамы», которые сейчас нам расскажут, как сильно они страдают от собственных детей.
Перинатальный психолог Татьяна Кулиш рассказала нам о подготовке к родам и о главных факторах, которые должны учесть молодые родители.
Советы по правильному питанию во время праздников.
В этом материале мы расскажем о том, какие звезды станут родителями в новом году.
Какой итог года может сравниться с появлением новой жизни? Рассказываем, кто из звезд стал родителем в уходящем 2024 году.
Слово редактора.
В первую очередь необходимо создать поддерживающую атмосферу.
Можно ли, перенося контакты с раздражителем в течение многих лет, накопить его в достаточном количестве и внезапно заполучить острую аллергическую реакцию? А если нет, то почему взрослый человек вдруг реагирует, к примеру, на продукт, который он пробовал многократно, ринитом и опухшими глазами? Накопительная аллергия — вот уже много лет предмет медицинских и научных дискуссий.
Насморк, вызванный ОРВИ или простудой, — одно из самых распространенных заболеваний. Однако течь из носа может не только из-за действия вирусов и бактерий на наш организм. Аллергический ринит — одна из возможных причин выделений. Как же отличить простуду от аллергии? Какое лечение потребуется? К какому врачу стоит обращаться? Ответы на все эти вопросы мы подготовили для вас.
Стоит начать с того, что название данного заболевания произошло от двух греческих слов: gonе — «рождение» и aden — «железа», а также приставки hypo, обозначающей на том же греческом «меньше нормы». Следовательно, гипогонадизм — это состояние, при котором нарушается образование половых гормонов и возникает недостаточность половых желез.
Вы, наверное, помните, что один из первых вопросов на приеме у врача — «нет ли у вас аллергии на лекарственные препараты?». Большинство пациентов отвечают отрицательно, но это не всегда означает, что реакция на определенные средства у человека действительно отсутствует. Он может о ней просто не знать.