Ребенку год: мои главные выв...
Чему меня научил этот самый быстрый и в то же время самый медленный год? Расскажу ниже.
Среди родителей ходит легенда о волшебном ребенке, который без слез пошел в детский сад с первого дня. У всех знакомых дети просились домой, цеплялись за мать и рыдали, не переставая. Но вот где-то у кого-то когда-то был волшебный ребенок: улыбнулся, махнул ручкой и пошел в группу добровольно и в хорошем настроении, причем все это с первого дня. Ну что тут скажешь – кому-то повезло. Мне вот нет. И дочь со слезами водила, и сын плакал. Большого мужества требовал детский сад и от детей, и от меня. Потому что каждое утро от шеи отрывать горько плачущую кровиночку родненькую – это железные нервы иметь надо. Но все проходит, и вот уже ребенок спокойно заходит в группу, идет к воспитателю, улыбается детям, и мама спокойно может одеться и уйти. Вот о том, чтобы этот благословенный момент наступил как можно раньше, что нужно делать родителям, а чего ни в коем случае нельзя, чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла как можно мягче и быстрее, мы и поговорим в этой статье.
Адаптация – это процесс приспособления организма к новым условиям. Ребенку приходится приспосабливаться не только к смене привычного окружения, новым в детском саду будет все: незнакомые люди и помещение, непривычная еда, распорядок дня, новые требования к поведению, изменение правил и т. д. Все эти факторы поначалу делают пребывание малыша в детском саду не самым комфортным. Но родители должны четко осознавать: адаптация к детскому саду – это важный момент в социализации ребенка. Всю жизнь ребенок отдаляется от родителей, и это нормально – он становится старше, взаимодействует с большим количеством незнакомых людей, учится принимать самостоятельные решения. Ведь потом будут школа, институт, работа и т. д. И везде придется заново адаптироваться к новым условиям, людям и требованиям. Поэтому задача родителей – сделать все возможное для успешного привыкания к детскому саду.
Абсолютно несадиковских детей практически нет. Это достаточно редкое явление. И самостоятельно сделать выводы о том, что ваш ребенок не создан для детского сада, нельзя без помощи психологов, педиатров и неврологов. Как бы трудно ни проходил период адаптации, но это все же именно период, и он в любом случае закончится. Психологи выделяют три степени адаптации:
Встречается редко. Длится от 2 недель до нескольких лет.
Особенности поведения ребенка:
ребенок впадает в ступор или в истерику при расставании с родителями;
после ухода родителей долго ни на кого не реагирует;
отказывается заходить в группу;
неадекватная реакция на обращение воспитателя или нянечки (испуг, слезы, истерика и т. д.);
ребенок категорически отказывается от каких либо действий – не ест, не играет, не спит и т. д.;
проявляет либо агрессию, либо, наоборот, замкнутость и отстраненность.
Источник фото:
shutterstock.com
Встречается достаточно часто. Длится до 1,5 месяцев.
Особенности поведения ребенка:
тяжело расстается с матерью, плачет;
легко отвлекается на игровую деятельность и режимные моменты;
идет на контакт с воспитателем и детьми;
реагирует на замечания без слез и истерик;
без труда подстраивается под садиковский режим дня, выполняет принятые в группе правила;
не агрессивен и не безразличен к окружающим, коммуникабелен.
Да, когда вы уходите из группы, ваше сердце надрывается от криков дитя. Но, скорее всего, в случае адаптации средней тяжести крики очень быстро утихнут, и скоро ребенок будет увлеченно что-то мастерить из кубиков, катать машинку или делать утреннюю гимнастику вместе со всеми.
Встречается у многих детей. Длится от 2 до 4 недель.
Особенности поведения ребенка:
без слез заходит в группу;
легко общается с детьми;
свободно обращается к воспитателю, может попросить помощи;
органично встраивается в режим дня;
легко принимает правила, принятые в группе;
может какое-то время заниматься сам;
адекватно относится к замечаниям и похвале педагогов;
обсуждает с родителями события дня.
Легкая адаптация свойственна деткам старше 3 лет.
Но как бы легко ни проходила адаптация, следует помнить, что детский сад в первое время все равно будет причиной достаточно сильного стресса у ребенка, проявлениями которого могут стать:
плохой, беспокойный сон;
плохой аппетит или его отсутствие;
появление страхов (самый распространенный – потерять мать из виду);
потеря навыков (например, перестает говорить, есть самостоятельно, одеваться и т. д.);
потеря интереса к играм и игрушкам;
плаксивость, склонность к истерикам;
гиперактивность или, наоборот, заторможенность;
снижение иммунитета, подверженность инфекциям;
повышенная возбудимость и агрессия либо же апатия и безразличие.
За период адаптации ребенок может менять свое поведение, причем неоднократно. Родителям важно с пониманием отнестись к состоянию своего малыша.
Есть несколько факторов, которые влияют на легкость или тяжесть протекания адаптации ребенка:
возраст – оптимальным возрастом считается 3 года. Малыш уже более оторван от родителей, он пережил кризис трех лет и стал более самостоятельным, кроме того, он уже владеет многими навыками самообслуживания, может озвучить свои потребности;
здоровье – у детей, имеющих хронические заболевания, адаптация протекает тяжелее, они чаще болеют, более плаксивы и труднее адаптируются к коллективу;
социализация – чем больше круг общения малыша, тем легче ему будет в саду. И наоборот, если ребенок общается только с членами семьи, его будут пугать незнакомые люди;
психологическая готовность – дети с задержкой развития или же с одаренностью одинаково трудно привыкают к детскому саду. Объединяют таких деток сложности в коммуникациях со сверстниками и незнакомыми взрослыми;
темперамент ребенка – сангвиники приспосабливаются лучше холериков и меланхоликов;
готовность родителей: детский сад – это испытание не только для ребенка, взрослые тоже должны подстроиться под смену распорядка дня, осознать ответственность и быть готовыми принимать участие в жизни ребенка не только дома.
Источник фото:
shutterstock.com
Адаптация проходит три последовательных этапа, которые условно можно охарактеризовать следующим образом:
Острый – организм и психика ребенка остро реагируют на новые условия.
Умеренно острый – негативные реакции снижаются, но о полном восстановлении пока рано говорить.
Компенсированный – ребенок полностью приспосабливается к изменениям, восстанавливаются привычные психоэмоциональные и физические реакции.
Чтобы сделать посещение детского сада для ребенка радостным событием, готовиться нужно начинать заранее. И приложить усилия должна не только мама, но и папа, бабушки-дедушки и прочие родственники.
Подготовка к детскому саду начинается за 2-3 месяца. Стресс от адаптации существенно снижается за счет того, что со многими моментами он уже познакомился в домашней обстановке.
С рождения между мамой и малышом очень тесная связь, ребенок не может и не хочет разлучаться с мамой надолго. Поэтому большую часть стресса малыш испытывает именно от разлуки с матерью. Начните с того, что малыш остается один в комнате, пока мама выходит, например, на кухню. Чтобы свести стрессовую ситуацию к минимуму, нужно постепенно приучать ребенка к тому, что в его окружении есть не только мама и папа, но и другие люди. Вначале пусть кто-то просто присутствует в комнате с мамой и малышом. Постепенно можно будет оставить малыша, увеличивая время отлучки.
Если ребенок привык уже жить в режиме, схожем с детсадовским, ему будет гораздо легче привыкнуть к распорядку дня в группе. Можно заранее ознакомиться с тем режимом, который принят в том детском саду, куда вы собираетесь отвести ребенка. Но обычно во всех детских садах приблизительно одинаковый распорядок дня:
С 7:00 до 8:00 – прием детей.
8:10 – завтрак.
С 8:30 до 10:00 – игры или занятия.
10:00 – 2-й завтрак.
С 10:30 до 11:30 – прогулка или игры и занятия (если погода не позволяет выводить детей на улицу).
11:30 – обед.
С 12:00 до 15:00 – дневной сон.
15:10 – полдник.
С 15:30 до 16:30 – игры или занятия.
16:30 – ужин.
С 17:00 – прогулка либо игры в группе.
Главные моменты режима – это приемы пищи и сон. Если ребенок привыкнет ложиться и вставать в одно и то же время, есть через определенные промежутки времени, то в детском саду ему будет значительно легче встроиться в общий режим.
Есть детские сады, куда не берут детей, не владеющих необходимым минимумом самообслуживания. Есть такие, где к этому относятся более терпимо: если малыш не ест сам, его покормят, если не ходит на горшок – будут терпеливо приучать. Все эти моменты вам нужно выяснить заранее, и именно в том саду, куда вы собрались, и желательно у своей воспитательницы. Постарайтесь, чтобы к детскому саду малыш освоил следующие навыки:
есть и пить самостоятельно (подразумевается, что малыш уверенно пользуется ложкой и кружкой);
умываться и пользоваться носовым платком;
пользоваться горшком (вот тут статья о том, как приучить ребенка к горшку https://www.proaist.ru/articles/kak-nauchit-rebyenka-khodit-na-gorshok/ );
одеваться и раздеваться (речь не идет о пуговицах и шнурках, но снимать и надевать кофточку и штанишки ребенок должен стараться сам).
Если малыш чего-то не умеет, это не беда – обычно, глядя на других детей, он быстро всему будет учиться, при условии, что дома вы также создадите ему условия для самостоятельных действий и будете его постоянно подбадривать.
Играйте с ребенком в детский сад. Укладывайте игрушки спать и сажайте за один столик на обед и завтрак, ходите на прогулки и читайте им книжки. Вообще о садике нужно говорить только в положительном ключе. Проигрывайте режимные моменты из жизни группы вместе с малышом и обязательно упоминайте о том, что малыш сам скоро станет дошкольником и тоже будет так замечательно проводить время.
Расскажите малышу о том, что он скоро пойдет в сад, о том, чем там будет заниматься, кто такой воспитатель и какие еще есть сотрудники в детском саду и что они делают. Читайте книги на эту тему, показывайте картинки (можно показать презентацию или слайд-шоу), смотрите мультики и слушайте песенки. Расскажите о своем детском саду, покажите фотографии, ребенку обязательно будет интересно. Тут все средства хороши. Главное, чтобы малыш понял, что в саду хорошо и весело и что он скоро туда пойдет.
Источник фото:
shutterstock.com
Водите ребенка на детскую площадку, поощряйте его игры с другими детьми, обсуждайте с ним такие прогулки, подчеркивайте, что вот так же играть он будет в садике.
Настоящим камнем преткновения становится еда – многие дети просто не едят ту пищу, которую готовят в детском саду. И вовсе не потому, что она не вкусная, а потому, что она непривычная. О каком хорошем впечатлении от детского сада можно говорить, если малыш весь день проголодал. В обязательное меню детского сада входят молочные каши и различные супы, овощные рагу и пюре, паровые котлеты и тефтели, творожные и крупяные запеканки, омлеты, рыбные блюда, кисломолочные продукты и выпечка. Познакомьте ребенка с ними до садика, пусть он и любит сосиски с макаронами, но чем разнообразнее вы сделаете его рацион дома, тем легче ему будет в детском саду.
Обязательно заранее посетите детский сад. Поговорите с воспитателем о том, как проходит адаптация и к чему готовить малыша. В идеале – пройтись вместе с ребенком по территории сада, зайти в группу, познакомить его с воспитателем и нянечкой. Но не все сады идут на это, поэтому обязательно уточните в своем, можно ли устроить ознакомительную экскурсию.
Доктор Комаровский считает, что именно закаливание сможет спасти ребенка от постоянных садиковских болячек. Перед закаливанием обязательно проконсультируйтесь с врачом.
И вот настает тот день, когда вы впервые отводите своего ребенка в детский сад. Адаптация в детском саду пройдет легче, если начать не в межсезонье, когда малыш особенно уязвим перед сезонными болезнями, а зимой или летом. Хорошо, если мама не сразу выйдет на работу, а месяц или два побудет дома, пока малыш пройдет адаптационный период. Итак, что нужно делать, когда вы уже начали ходить в сад:
Договоритесь с воспитателем о том, что первые дни ребенок будет оставаться на 2 часа, после, если все будет хорошо и он перестанет плакать сразу после расставания с мамой, можно оставлять его на прогулку, потом на обед, после на сон-час, потом забирать после полдника и потом уже после ужина. В большинстве детских садов принята именно такая система адаптации. Возможно, ваш ребенок сразу пойдет на весь день и ему будет комфортно при этом, но такая постепенная адаптация особенно подходит для малышей и тревожных ребятишек.
При расставании с ребенком уходите сразу, не возвращайтесь и не пытайтесь успокоить малыша, это еще больше расстроит его и он всеми силами постарается вас удержать.
Придерживайтесь четкого режима дня. И на выходных тоже.
Будьте последовательны при сборах в сад и озвучивайте все свои действия, таким образом вы вселяете в ребенка уверенность, что все идет как надо и ничего плохого не случится.
Общайтесь с воспитателями, задавайте им вопросы о том, как себя чувствует в группе ваш ребенок, как он ведет себя, что ему нравится и не нравится. Многие проблемы адаптации решаются в сотрудничестве родителей и воспитателей, не отказывайтесь от такого способа ускорить привыкание малыша к саду.
Ходить в сад нужно регулярно, даже если вам жаль ребенка, не делайте перерывы, так адаптация растянется на месяцы.
Говорите о садике только одобрительно, поддерживайте авторитет воспитателей.
Обсуждайте с ребенком то, что было в детском саду, показывайте ему свое хорошее отношение к саду и искренний интерес к событиям его жизни.
Обеспечьте дома комфортную психологическую обстановку, отнеситесь с пониманием к капризам и слезам малыша в этот период.
Не планируйте на период адаптации никаких новшеств – отучение от соски, переезд, выход в гости или в общественные места. Психика ребенка и так перегружена новыми впечатлениями, не всегда положительными, поэтому ограничьте нагрузку на нее.
Большинство родителей хотя бы раз совершают что-то из этого списка:
пугают садиком ребенка, понятно, что идти добровольно в место, которым тебя запугивают или используют как синоним наказания, никому не хочется;
обманывают – если вы дали обещание забрать ребенка пораньше, выполните его обязательно, иначе в следующий раз ребенок вам просто не поверит, что в саду его не оставят навсегда;
сравнивают с другими детьми – все дети индивидуальны и уникальны, поэтому не нужно подгонять ребенка под некий условный стандарт, даже если дети знакомых ему соответствуют;
поощряют сладостями и игрушками – ребенок очень быстро поймет, как можно вами манипулировать, не делайте из него маленького шантажиста;
отзываются негативно о садике и воспитателях – не подавайте малышу плохой пример;
показывают ребенку тревогу и страх, озвучивают их при нем – дети очень восприимчивы и ни за что не поверят вам, что в саду хорошо, если даже вы боитесь и переживаете;
ругают и стыдят малыша за слезы и капризы – отнеситесь с пониманием к своему ребенку, ему очень непросто в этот период, тем более что связно выражать свои эмоции словами он еще не очень умеет;
отводят больного ребенка в сад – «Ну подумаешь, сопли, ничего страшного!» – на самом деле больному малышу трудно в саду, он не может наравне со всеми участвовать в повседневной жизни, ему не в радость ни друзья, ни игрушки, а перенапряжение неизбежно приведет к усугублению болезни.
И в заключение хочется сказать: детский сад – это не резервация для детей, это место общения и развития вашего ребенка под присмотром специалистов. И успешность адаптационного периода во многом зависит от вас и ваших действий, а значит, в ваших силах сделать его как можно более быстрым и легким.
Чему меня научил этот самый быстрый и в то же время самый медленный год? Расскажу ниже.
В чат входят «измученные мамы», которые сейчас нам расскажут, как сильно они страдают от собственных детей.
Перинатальный психолог Татьяна Кулиш рассказала нам о подготовке к родам и о главных факторах, которые должны учесть молодые родители.
Советы по правильному питанию во время праздников.
В этом материале мы расскажем о том, какие звезды станут родителями в новом году.
Какой итог года может сравниться с появлением новой жизни? Рассказываем, кто из звезд стал родителем в уходящем 2024 году.
Слово редактора.
В первую очередь необходимо создать поддерживающую атмосферу.
Можно ли, перенося контакты с раздражителем в течение многих лет, накопить его в достаточном количестве и внезапно заполучить острую аллергическую реакцию? А если нет, то почему взрослый человек вдруг реагирует, к примеру, на продукт, который он пробовал многократно, ринитом и опухшими глазами? Накопительная аллергия — вот уже много лет предмет медицинских и научных дискуссий.
Насморк, вызванный ОРВИ или простудой, — одно из самых распространенных заболеваний. Однако течь из носа может не только из-за действия вирусов и бактерий на наш организм. Аллергический ринит — одна из возможных причин выделений. Как же отличить простуду от аллергии? Какое лечение потребуется? К какому врачу стоит обращаться? Ответы на все эти вопросы мы подготовили для вас.
Стоит начать с того, что название данного заболевания произошло от двух греческих слов: gonе — «рождение» и aden — «железа», а также приставки hypo, обозначающей на том же греческом «меньше нормы». Следовательно, гипогонадизм — это состояние, при котором нарушается образование половых гормонов и возникает недостаточность половых желез.
Вы, наверное, помните, что один из первых вопросов на приеме у врача — «нет ли у вас аллергии на лекарственные препараты?». Большинство пациентов отвечают отрицательно, но это не всегда означает, что реакция на определенные средства у человека действительно отсутствует. Он может о ней просто не знать.