Олигофрения (или умственная отсталость у детей) – стойкие нарушения в умственной (интеллектуальной) и психической деятельности ребенка. Такие нарушения составляют самую многочисленную группу заболеваний, приводящую к необратимой, органически обусловленной, умственной отсталости у детей, причиной которых можно считать внутриутробное повреждение структур головного мозга плода.
Каковы основные симптомы и признаки олигофрении у детей? На каком этапе возможно проведение ранней диагностики умственной отсталости у детей? Как правильно организовать обучение таких детей?
Немного статистики
- По данным, опубликованным в зарубежных источниках, около 1% мирового населения имеет различную степень олигофрении. Британские же ученые склоняются к цифре 3% и говорят о том, что в некоторых случаях проявления заболевания настолько слабо выражены, что официально не диагностируются.
- У женского населения диагноз «олигофрения» встречается в 1,5-2 раза реже, чем у мужского.
- В подавляющем большинстве случае, легкая умственная отсталость у детей диагностируется в возрасте 6-7 лет, на момент начала школьного обучения. Тяжелая степень олигофрении диагностируется уже в первые годы жизни ребенка.
- 85% детей имеют легкую степень олигофрении, 10% – умеренную, 4% – тяжелую и 1% – очень тяжелую.
Причины олигофрении
Среди причин умственной отсталости у детей выделяют три основные группы:
- наследственные причины (генетические и хромосомные нарушения);
- антенатальные, к ним относятся нарушения, вызванные воздействием на плод, в момент его внутриутробного развития, любых патогенных факторов;
- постнатальные – это нарушения, возникшие в процессе родовой деятельности, в период новорожденности или в течение первых 24 месяцев развития ребенка.
Наследственные причины
Наследственные причины олигофрении составляют до 70% всех случаев развития патологии, при которой нарушается формирование структур головного мозга ребенка. Среди самых распространенных можно обозначить патологии, вызванные нарушением набора хромосом или же их дефектами:
- синдром Дауна (трисомия по 21 хромосоме), определен наличием лишней 21 хромосомы – в кариотипе присутствуют три 21 хромосомы, вместо положенной пары;
- синдром Патау определен наличием лишней 13 хромосомы;
- синдром кошачьего крика – умственная отсталость детей, вызванная нарушениями в 5р хромосоме.
Кроме того, ученые выделяют виды нарушений, вызывающих УО у детей и обусловленные наследственными нарушениями процесса метаболизма в организме:
- дефицитом йода в период внутриутробного развития;
- нарушением обмена аминокислот;
- недостаточностью расщепления некоторых групп ферментов или их дефицитом.
Источник фото: shutterstock.com
Антенатальные причины
К антенатальным причинам развития олигофрении относят целый рад нарушений развития плода, которые могут быть вызваны:
-
гипоксией плода (длительным кислородным голоданием);
-
нарушениями функций плаценты, которые приводят к задержке внутриутробного развития, в том числе, при формировании структур головного мозга;
-
наличием различных инфекций в организме матери (токсоплазмоза, герпеса, венерических заболеваний);
-
перенесенной в период беременности краснухой (инфекционного заболевания);
-
применением в период беременности (особенно на ранних ее сроках) некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту и т.д.);
-
употреблением спиртных напитков на протяжении всего периода беременности.
Постнатальные причины
Основными постнатальными причинами развития таких нарушений умственного развития у детей, как олигофрения, можно считать острую асфиксию плода в момент родов и полученную в этот же период родовую травму (чаще это происходить при применении гинекологических щипцов или вакуума).
Еще одной достаточно распространенной причиной, является несовпадение резус-факторов матери и ребенка.
Перенесенные в раннем возрасте инфекции головного мозга, например, энцефалит или менингит, также могут вызвать органические поражения важных участков головного мозга и провоцировать появлением признаков олигофрении.
Степени и симптомы олигофрении
Сегодня выделяют 4 степени развития олигофрении, которые зависят от размеров и локализации пораженных участков головного мозга.
1 степень
1 степень олигофрении у детей считается умственная отсталость легкой степени у детей, ее еще называют дебильность. Для таких детей свойственно:
- несколько более медленное освоение социально значимых навыков и азов обучения в школе;
- эмоциональная зависимость от определенных людей и сильная внушаемость;
- легкая степень нарушения поведенческих характеристик;
- особенности развития физических навыков, часто отставание в физическом развитии от сверстников;
- наличие неярко выраженных проблем с абстрактным и пространственным мышлением и логикой.
2 и 3 степени
- 2 степень – умеренная умственная отсталость у детей или незначительно выраженная имбецильность;
- 3 степень – тяжелая степень умственной отсталости или значительно выраженная имбецильность.
Основными симптомами таких поражений головного мозга являются:
- сильно выраженное косноязычие детей;
- минимально выраженная способность к самостоятельности, при сохранении способности к самообслуживанию;
- минимально развитая способность к самостоятельному мышлению;
- минимальный словарный запас;
- задержка физического развития в раннем возрасте;
- нарушение способности запоминания, с этим связано ограничение способности к обучению;
- нарушению механизмов адаптации, что порой приводит к развитию различных поведенческих нарушений.
Различие в симптомах, их проявлениях и, конечно, степени таких проявлений, зависит от причин поражения головного мозга и его масштаба.
4 степень
4 степень олигофрении (или идиотия) может быть диагностирована уже при рождении или в течение нескольких недель после него. Это фатальное нарушение физических и психических функций организма:
- практически полностью отсутствует способность мыслить и говорить;
- нарушены функции центральной нервной системы – отсутствует реакция на внешние раздражители, не развит навык узнавания и выражения каких-либо эмоций, неспособность к распознаванию речи, нарушена координация движений, а в некоторых случаях, нарушена способность к обонянию и осязанию.
Источник фото: shutterstock.com
Лечение или обучение?
Исходя из причин появления этого заболевания, специфики его симптомов и протекания, можно с уверенностью сказать, что формально, олигофрению (как и большинство органических нарушений мозговой деятельности) нельзя относить к разряду болезней.
Олигофрения – это определенное состояние, лекарства от которого, даже при сегодняшнем уровне развития медицины, просто нет! Что делать при умственной отсталости у ребенка? Основным «лечением» в такой ситуации является грамотная, ранняя реабилитация и адаптация.
Что это значит для родителей и детей с таким диагнозом? Прежде всего, необходимо осознать, что такие дети могут и должны овладеть основными жизненными навыками и способностью к социальной деятельности (исключения составляют только случаи идиотии и тяжелой дебильности). Более того, они способны к обучению и освоению ряда профессий, однако это потребует от родителей и педагогов больше времени и затраченных усилий.
Для детей, с выявленной умственной отсталостью разработаны и действуют специализированные программы обучения, которые учитывают особенности их развития и психики. Большую долю в таком обучении занимают игры.
Получение медикаментозного лечения может быть обусловлено необходимостью снятия мышечного напряжения, устранения последствий нарушения обмена веществ, необходимостью поддержания хорошего настроения и потребности в общении.
Подобная терапия может быть назначена только после проведения глубокого комплексного анализа состояния ребенка олигофрена, при взаимодействии специалистов нескольких областей – психолога, психиатра, эндокринолога, педиатра и олигофренопедагога.
Олигофренопедагоги говорят о том, что дети, имеющие умственную отсталость различной степени, очень нуждаются в заботе и поддержке. Они быстро откликаются на любые проявления к ним внимания и готовы к освоению новых навыков и знаний.
Если детская олигофрения сопровождается наличием каких-либо пороков в физическом развитии, необходимо максимально раннее прохождение соответствующей программы реабилитации. Такая программа может включать в себя упражнения на развитие координации движений, мелкой моторики, силы, общей выносливости организма и ловкости ребенка.
Кроме того, программа физического развития для детей, страдающих олигофренией, в обязательном порядке предполагает занятия для коррекции работы дыхательной и сердечнососудистой системы, отработки навыков ориентации в пространстве, а также умения самопроизвольно расслаблять и напрягать мышцы тела. Большое значение придается общему тонусу организма и работе иммунной системы.
При работе с такими особенными детьми, необходимо помнить, что они не способны к проведению самостоятельных занятий, им необходимо постоянное сопровождения с многократными повторениями и контролем.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!