Источник фото:
С возрастом круг общения ребенка значительно расширяется, это стимулирует его овладевать всеми доступными средствами коммуникации, в том числе и речью.
Речь как основное средство коммуникации оказывает непосредственное влияние на усложняющуюся с возрастом повседневную деятельность ребенка, правильность формирования его психических процессов, развитие мышления и воображения, определение его готовности к дальнейшему, в том числе и школьному, обучению.
Влияние внешних факторов на речевое развитие
Прежде чем говорить, что такое возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста, необходимо сказать несколько слов о факторах, которые влияют на формирование речи ребенка.
-
Речь окружающих малыша взрослых, среди которых могут быть не только родители и родственники, но и, например, воспитатель детского сада, врач, медицинская сестра, няня и т.д. Характерной чертой дошкольника является подражание. Это относится и к речи ребенка. Чистая (отсутствие слов-паразитов), «богатая» речь взрослых, которую отличает корректность грамматических и фонетических конструкций, является залогом правильного речевого развития ребенка. Дети, воспринимая взрослых как пример для подражания, учатся говорить, как они.
-
Достаточность речевой практики. Необходимо сформировать ребенку потребность и обеспечить ему возможность общения. Ребенок должен мочь и хотеть говорить. Именно речевая практика определяет скорость и успешность усвоения языка.
-
Речевое окружение. Ребенок, не имеющий физиологических и психологических нарушений, но выросший в среде «неговорящих» людей – никогда не будет говорить. Ребенок должен постоянно слышать речь, распознавать ее, соотносить услышанное с визуальными образами.
-
Скорость овладения социальными, физиологическими и психологическими навыками. Дело в том, что формирование речи идет параллельно физическому и умственному развитию.
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Источник фото:
Речевое развитие детей можно разделить на определенные этапы, которые предполагаю всплеск активности или, напротив, спад деятельности, а также определенные особенности, свойственные только этому этапу. Надо ли родителям, которые не являются специалистами в области психологии и педагогики, знать особенности развития речи детей дошкольного возраста? Без сомнения, да! Обладая этой информацией, вы сможете включать в жизнь малыша те или иные учебные игры. В этом случае можно достигнуть прекрасных результатов. И напротив, принять меры в случае выявления каких-либо отставаний.
Этапы речевого развития
-
Первый или подготовительный этап развития речи ребенка длится с момента его рождения и до достижения годовалого возраста.
-
Второй этап называют предшкольным и длится он до достижения ребенком трехлетнего возраста.
-
Третий этап – дошкольный, 3-7 лет.
-
Четвертый – это школьный этап.
Нас интересуют первые три этапа речевого развития детей и их особенности.
Особенности каждого этапа развития речи
Первый этап
Это время, когда проходит активная подготовка к процессу овладения речью. Первые реакции ребенка – это крик или плач. Они напрямую связаны с дыхательным, голосовым и артикуляционным аппаратом.
Следующей ступенью развития (2-3 месяца) на первом этапе можно считать появление гуления и смеха.
От 5 до 9 месяцев у малыша появляется лепет – это слоги, которые ребенок повторяет и контролирует слухом (у глухих детей гуление очень быстро сходит на нет). Интересным фактом является то, что дети, независимо от языковой принадлежности их окружения, гулят одинаково.
К 9 месяцам ребенок начинает произносить первые, еще неосознанные слова, состоящие из двух повторяющихся слогов.
В возрасте одного года ребенок произносит первые простые слова.
Второй этап
Источник фото:
Этот этап характеризуется формированием умения распознавать речь, активным пополнением словарного запаса, появлением первых правильно сформированных фраз.
Очень важным периодом считается возраст от 1 до 2 лет. Именно в этот момент ребенок начинает с завидным упорством подражать речи взрослых. Это качественный скачек в процессе развития речи, который сопровождается физиологическими и психологическими возрастными изменениями.
С 2 до 3 лет ребенок формирует фразы и учится грамматически правильно выстраивать их. А к 3 годам он может рассказать или пересказать небольшую сказку, при этом он использует и развернутые фразы. В это же время ребенок усваивает фонетический ряд, именно в этом возрасте можно заметить первые нарушения в произношении звуков.
Для второго периода развития речи крайне важно активное общение с ребенком. Говорите с ним, описывайте все, что вы делаете или видите вокруг себя, комментируйте все, что происходит. Постарайтесь в этот момент находиться лицом к ребенку – он должен видеть вашу артикуляцию.
Для общения с ребенком используйте «пальчиковые» игрушки, разыгрывайте небольшие сценки из жизни, описывайте персонажей.
Показывайте ребенку картинки. Рассказывайте, что там изображено, комментируйте чувства, которые она у вас вызывает. Ребенок должен научиться рассматривать и понимать их сюжет.
Важно научить ребенка понимать и выполнять инструкции. Сделать это можно в веселой, игровой форме.
Третий этап
На этом этапе отмечается, что речь ребенка становится более понятной, а произношение более чистым. Он пользуется как простыми, так и сложными предложениями. Легко отвечает на поставленные вопросы, способен поддержать диалог, его словарь активно используемых слов растет. Речь становится правильно выстроенной.
К концу этого этапа ребенок должен овладеть грамматически правильным строем речи, чистым произношением звукового ряда, диалоговой и монологовой речью.
Для правильного речевого развития в этот период очень важно взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и родителей, а также знание особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Полученная от педагогов информация об успехах и сложностях ребенка на занятиях в детском саду должны быть использована для «домашней» работы. Обучающие игры такие, как «Вопрос-ответ», «Новая сказка», работа с картинками, пересказ, игры на развитие моторики родители могут использовать самостоятельно для коррекции речевого развития.
При добавлении нового комментария на данный материал, Вам на почту будет приходить уведомление об этом со ссылкой на новый комментарий. В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Для активации подписки, просьба перейти по ссылке в письме!
Тоже были сложности с этим...логопед-дефектолог помог. Тут реально часто помощь именно специалиста требуется. Сейчас все хорошо. Для развития мозга даю также витамишки мульти, очень нравяться нам по вкусу, качеству. Кстати без химозного привкуса, как многие другие аналоги.
У всех всё по-разному протекает...но если у ребёнка есть сложности, неплохо было бы давать полезные жиры,ипотому что они положительно сказываются на работе мозга и как следствие на развитии речи. Я давала бэби формулу омега-3 (рыбки). Это самый проверенный вариант. Причём довольно вкусный,так что ребёнку давать удобно.