Вход на сайт
Регистрация
или
register
Загрузка...
Нет хамству! Рейтинг врачей и женских консультаций
Психология

Лабковские, Зицеры и другие самые бесполезные советы по воспитанию

Автор
Юлия Воробьева
Юлия Воробьева
Журналист
Подписка на автора

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

подписаться
11 октября 21 в 11:00
Лабковские, Зицеры и другие самые бесполезные советы по воспитанию

Источник фото: gpointstudio - ru.freepik.com

Все мы, современные и молодые родители, без ума от психологии. Теперь с мнением популярных мира сего можно сверяться не только по увесистым рукописным трудам, но и по лаконичным постам в соцсетях, где именитые психологи охотно рассказывают, как надо жить.

Но некоторые советы психологов, мягко говоря, обескураживают, а грубо говоря, по-наивному бесполезны или даже вредны. Порой вредны не сами по себе установки, а их необоснованно преувеличенное значение, из-за чего складывается комичная ситуация, когда за деревьями леса не видно. Другие советы настолько неочевидны с первого раза, что их адепты рискуют перепутать все и вся в спешных попытках построить свой идеальный мир по рецепту именитого психолога.

Я, как истинный фанат психологических пабликов, составила свой личный рейтинг вредных советов. Но, разумеется, мнение редакции может не совпадать...

Когда мама годовалого малыша констатирует «мы покушали», «мы погуляли», по сути, это так и есть. На заре своего декрета у нее почти не остается времени на свои личные дела. Если лишить ее этого «мы», то ее вообще может не стать.

«Я/МЫ мой ребенок»

По современным меркам, матерей, произносящих МЫ вместо МОЯ ДОЧЬ/МОЙ СЫН, необходимо сжечь на костре инквизиции XXI века. Ибо это слишком дурно влияет на самоидентичность ребенка и бла-бла...

Как по мне, так трагичность этого явления крайне переоценена. Огромное число современных мам, действительно, намеренно избегают таких выражений, но вместе с тем эти же мамы неистово и без цензуры постят фотографии своих чад на всеобщее обозрение в социальных сетях без всякого на то разрешения. А еще одевают их исключительно на свой вкус, не позволяя внутренней Леди Гаге выйти наружу. А еще эти же педантичные мамы выбирают им «самые лучшие» кружки, игрушки и даже друзей. Это ли не истинное подавление личности?

Конечно, если мать 14-летнего бугая злоупотребляет местоимением МЫ вместо ОН, такой барышне явно пора озаботиться своей личной жизнью. Но когда мама годовалого малыша констатирует «мы покушали», «мы погуляли», по сути, это так и есть. Нормальная мать на заре своего декрета абсолютно все делает вместе со своим малышом. И зачастую на свои личные дела у нее совсем не остается времени. Если ее лишить этого «мы», то ее вообще может не стать.

Даже «мы пошли в школу» не так уж далеко от истины. Ведь родители в прямом смысле слова идут с детьми в школу: покупают одежду, канцелярию, составляют распорядок дня, ходят на собрания, водят их в школу и делают с ними уроки. Это и часть их жизни тоже.

Вроде бы суть бытия по Лабковскому сводится к тому, что «хочу и буду, не захочу и не буду». Но, как вы понимаете, буквальное прочтение его принципов не способно сотворить чудо. 

Не думаю, что самого ребенка дошкольного возраста это как-то сильно задевает (в разумных количествах, конечно). Наоборот, маленьким детям очень важно чувствовать причастность к своей семье. Я сама никогда не была домашним ребенком. Но если мама говорила обо мне «мы заболели», то от этого на душе сразу становилось тепло и спокойно. Это значило, что родители не бросят меня, не уйдут на работу, а разделят со мной все тяготы постельного режима. Это ж мы вместе болеть будем=)

Лабковские, Зицеры и другие самые бесполезные советы по воспитанию

Источник фото: master1305 - ru.freepik.com

Метод Лабковского

На самом деле, как и многие женщины, я питаю к Михаилу, а точнее к его циничной жизненной позиции, нежную платоническую любовь. Хотя, честно сказать, я и сама так до конца и не поняла, как все-таки надо поступать, чтобы жизнь забрезжила новыми красками. Не все так просто. Для того, чтобы понять его принципы, необходимо глубоко копнуть. Не только в его лекции, но и в себя. А это довольно энергозатратное и не всегда приятное мероприятие. Это сложный анализ ситуации, а вовсе не руководство к действию в формате «делай так». Хотя сам автор всякий раз убеждает нас в простоте его наставлений.

Если же вы решили по диагонали освоить заветы харизматичного психолога, то вас ждет полное разочарование. Вроде бы суть бытия сводится к тому, что «хочу и буду, не захочу и не буду». Не хочет дитя в школу? Так пусть не идет! Не хочет делать уроки? Пусть не делает! Хочет за год поменять 25-й по счету кружок на 26-й? Да пожалуйста! Как вы догадываетесь, чуда не случится, а вот перспектива остаться на второй год и посеять в своей жизни полный хаос вполне реальна. Оно вам надо?

Очевидно, что эта концепция не лишена и коммерческой составляющей. Нередко свои лекции и книги Михаил (и другие предприимчивые коллеги) предлагает разобрать на дополнительных (платных) лекциях, потому что, судя по комментариям, его неправильно поняли. Регулярно получать деньги за одни и те же советы с одних и тех же людей – это ли не свидетельство гения-коммерсанта? 

Другой вопрос, что разговор на повышенных тонах не должен существовать как единственное средство коммуникации. После любого окрика должен следовать разбор полетов в заботливо-разъяснительной манере. 

Запреты и отказы негативно влияют на становление личности

Как проповедует известный гуманист и утопист Дима Зицер, нет никакой нужды отказывать ребенку в чем бы то ни было. Тем более если у вас есть на то средства и желания. На своей лекции «Дети, вы меня бесите» на вопрос «Как правильно отказать ребенку в покупках» он пустился в расплывчатые рассуждения о том, что отношения с ребенком – это в чистом виде любовь, и негоже любимому человеку отказывать в его желаниях. Ведь если бы мы могли, то своему любимому человеку и звезду с неба достали, и положили бы к его ногам все золото мира, а запреты и лишения на самом деле ничего не воспитывают.

Звучит красиво. И даже доля правды в этом есть. Но только вот любимый человек в классическом понимании (жена/муж/невеста/жених) уже не ребенок. Он в состоянии понять и цену, и ценность того или иного подарка, потому что это сформировавшийся взрослый человек, у которого есть определенный опыт, жизненные принципы и сложившиеся представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. А ребенок – это чистый лист, который мы должны заполнить красками.

И как бы скептически сейчас ни относились к советскому воспитанию, в совковом дефиците был не только определенный флер, но и смысл. Я вспоминаю, как в своем детстве мы нежно лелеяли мечты об очередной Барби: долго копили, мучительно выбирали и с нетерпением ждали заветного подарка. А сейчас у детей есть все. Абсолютно все. Каждая семья, за редким исключением, может позволить себе и самокат, и беговел, и велосипед, и ролики со скейтом. Вопрос только в цене и качестве. А вот у меня из всего этого разнообразия было только два велосипеда (не одновременно, не подумайте, а с разницей в семь лет). От этого они были невероятно ценны.

Тем, чьи дети мирно ковыряются в песочнице, не понять, как можно повышать голос на ребенка. Но в моем случае это порой единственное орудие, способное предотвратить беду. 

В этом смысле лучше прислушаться к более приземленной и не менее популярной Людмиле Петрановской, которая говорит о том, что ребенок в процессе своего становления непременно должен научиться принимать отказы. Со временем он должен понять, что не все в этом мире происходит по его велению и по его хотению. Это очень важные навыки для взрослой жизни. Единственное условие: отказывая, вы должны сохранять человеческое лицо, а не скатываться в истерики с обвинениями во всех тяжких.

Лабковские, Зицеры и другие самые бесполезные советы по воспитанию

Источник фото: serhii_bobyk - ru.freepik.com

Никогда не повышать голос на ребенка

Да, я знаю семьи, где общаются исключительно на низких децибелах и все друг друга понимают. Также я знаю семью, где в свое время мама вынуждена была всякий раз силой уводить бьющуюся в конвульсиях трехлетнюю дочь с прогулки и подключать голос, когда ситуация грозила выйти за рамки дозволенного. И все это под осуждающее шипение местных бабушек и косые взгляды белопальтовых мам, чьи безэмоциональные дети смиренны, как воспитанники духовной семинарии. Сейчас этой девочке 12 лет. С годами ее неуемная энергия вошла в мирное русло и ситуация стабилизировалась. Она занимается в музыкальной школе, поет в хоре, хорошо учится, любит животных, маленьких (!) детей и своих родителей. И все у них прекрасно.

Знание о том, что все травмы родом из детства, привело к тому, что процесс воспитания в некоторых семьях превратился в игру «Сапер», когда родители каждое свое слово или действие критично оценивают по шкале травматичности.

Лично у меня не идеальная семья, но в доме не принято говорить на повышенных тонах. А с ребенком лет до полутора общались исключительно в зефирной манере, и он отвечал взаимностью. Но в какой-то момент дочь просто перестала воспринимать спокойную речь. Как говаривала моя бабушка, как о стенку горох. Насколько я понимаю, пришло время проверить меня на прочность, и это временно. Поэтому в бытовых вопросах я пытаюсь сохранять дзен, из раза в раз заботливо повторяя, что кидаться кашей нехорошо. Но на улице я превращаюсь в цепного пса, который то и дело орет «Стой! Обратно! Не лезь!», когда моя оголтелая трехлетка на самокате мчится прямиком на дорогу или норовит повиснуть над трехметровой пропастью. Тем, чьи дети мирно ковыряются в песочнице, этого не понять. Но в моем случае голос – это порой единственное орудие, способное предотвратить беду. Тем более что поездка в травматологию у нас этим летом уже была. Спасибо, больше не надо.

Другой вопрос, что разговор на повышенных тонах не должен существовать как единственное средство коммуникации. После любого окрика должен следовать разбор полетов. И лучше, если его риторика будет не назидательной, а заботливо-разъяснительной. Как говорится, вода камень точит. Не с первого раза, но со временем все доброе, светлое, вечное прочно оседает в сознании ребенка, укладываясь по полочкам.

Все проблемы из детства

Распространившееся знание о том, что все травмы родом из детства, привело к тому, что процесс воспитания в некоторых семьях превратился в игру «Сапер», когда родители каждое свое слово или действие критично оценивают по шкале травматичности. Эта практика при всей кажущейся гуманности очень порочна. Именно так появляются родители-невротики, которые не в состоянии контролировать положение дел. Боясь нанести непоправимый вред психике ребенка, они не могут обозначить правила игры, предполагающие определенные условия, обязанности, запреты и ограничения. Это неизбежно ведет к тому, что даже в самой простой ситуации такой родитель оказывается в слабой позиции, невольно передавая власть ребенку. Но она ему на самом деле не нужна.

Ребенку нужен взрослый заботливый родитель, готовый взять на себя ответственность за все происходящее. И да, этот родитель не будет идеальным. Как говорится, что бы вы ни делали, вашему ребенку будет что рассказать в кабинете у психолога. На этот счет лучше свериться с принципами воспитания Дональда Винникота, который еще 70 лет назад ввел в обиход определение «достаточно хорошая мать», способное притупить в родителях желание быть безупречными, тем самым спасая их от чрезмерного самобичевания и неуместной критики в свой адрес. 


Помощь Беременным женщинам и мамам

Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации

8 800 222 05 45
Все статьи
Мы освещаем все аспекты жизни

Свежее в разделе

Все статьи

Топ авторов раздела

Все авторы

Повышение рождаемости и экономия бюджета страны

Василий Худолеев О проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Ещё статьи
Внимание!

Закрыть